Странствующий оперный артист


"Приамурские ведомости" 9.06.2009

Приезда в Хабаровск Дмитрия Хворостовского очень ждали. И это вполне естественно. Золотой баритон современного вокального искусства известен не только строгим знатокам оперы, но и тем, кто любит песню как таковую, независимо от ее жанра. Радостное событие состоялось. 

Первые слова певца перед встречей с хабаровскими журналистами были несколько неожиданными. Оглядев небольшой конференц-зал, он сказал: «Здесь будет жарко». И при этом улыбнулся открытой, доброжелательной улыбкой. Скорее всего, он имел в виду разнообразные, неожиданные и острые вопросы журналистов, однако наша капризная дальневосточная погода как по заказу подтвердила случайную фразу артиста. Два дня генеральной репетиции с Дальневосточным симфоническим оркестром и единственного концерта были действительно не по сезону жаркими. Впрочем, кратковременное пребывание в нашем городе известного певца и не менее известного дирижера Константина Орбеляна для всех участников этого проекта проходило, говоря современным языком, в очень сжатом формате. Организация, репетиции, деловые встречи - все было расписано буквально по минутам. 

А ответы Дмитрия Хворостовского на вопросы создали, возможно и пунктирно, его портрет, где не только он сам, но и его отношение к сегодняшней действительности.

- Дмитрий Александрович, популярность - вещь очень капризная. Вы, можно сказать, появились в России внезапно, благодаря нашему телевидению, несколько лет назад. И именно тогда вас узнали как певца широкого диапазона. Хотя до этого вас уже хорошо знал весь мир. Почему так получилось? 

- Прежде всего скажу, что я не популярный, а оперный певец. Мой европейский оперный дебют состоялся в Ницце - «Пиковая дама» Чайковского. Затем все пошло по восходящей линии. Музыкальная мировая общественность приняла меня. Выступал в Королевском оперном театре Ковент-Гарден (Лондон), театре Метрополитен-опера (Нью-Йорк), театрах Опера-Бастий и Шатле (Париж), миланской Ла Скала, Венской государственной опере... Все перечислять трудно. Участвовал в крупнейших международных фестивалях. Я отлично понимаю, что в России значительно меньше знатоков и любителей оперного пения. Почему? Это уже вопрос другой. В мае 2004 года я выступил с сольным концертом с оркестром и хором на Красной площади в Москве. В 2005 году по предложению Владимира Путина совершил турне по городам России. В свою программу кроме оперных партий включил песни военных лет - это память о солдатах Второй мировой войны. С тех пор каждый год совершаю обязательный вояж по российским городам. Вот и сегодня мы встретились с вами в Хабаровске. 

- Вы работали в сопровождении крупнейших известных симфонических оркестров мира. Имена дирижеров уже впечатляют: Клаудио Аббадо, Лорин Маазель, Зубин Мета, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев... А сегодня с вами Дальневосточный симфонический оркестр. Что вы скажете о его главном дирижере Илье Дербилове? 

- Прежде всего он в свои двадцать семь лет очень профессиональный музыкант. Увлеченный, по-настоящему любит музыку. Общаться и работать с ним приятно. Константин Орбелян, я и Илья Дербилов пусть на короткий момент, но создали великолепное трио. У меня одно пожелание - берегите этого талантливого юношу, с ним ваш оркестр будет всегда высокопрофессиональным. 

- Вспомните самое начало вашей музыкальной карьеры. 

- Я заканчивал красноярское педагогическое училище. После него работал в обычной общеобразовательной школе учителем. Преподавал по системе Кабалевского. Читал лекции. К моему удивлению, ребята к середине урока начинали клевать носами. Однажды мне нужно было показать им три различные оперные партии. Сел к инструменту и спел басовую, баритонную и теноровую арии. С тех пор и подружился с ребятами, мы даже свой хор организовали. И я уверен, многие из них и сейчас интересуются классикой. 

- Видимо, вы до сих пор воспринимаете как одну из своих главных задач и сейчас - приучать людей к настоящей классике. 

- Я хочу показать России, какие звезды на оперном небосклоне сегодня. Многие мои проекты, связанные с Россией, посвящены этому. Мне хочется, чтобы люди знали потрясающий бас Рене Папе, великолепных теноров Роландо Виллазона, Сальваторе Личитру и Марчелло Джордане, нашу российскую молодую певицу Анну Нетребко... И если мое имя способно как-то помочь, чтобы в России наконец-то услышали лучшие голоса планеты, я этому очень рад. А мне хочется показать великим певцам ту Россию, которую я знаю и люблю. 

- Вы живете в Лондоне с семьей, ездите по всему миру. Вы космополит? 

- Мне нравятся люди, которые одинаково комфортно чувствуют себя в любом окружении. Наверное, я уже стал таким человеком или вот-вот буду. Есть сложности в жизни, конечно. Ты неизбежно становишься чужим среди своих. Чужие же все равно своим тебя не признают, как бы ты ни старался. Но профессия странствующего оперного артиста обязывает меня быть человеком мира. Ну а в России я затронул слишком для нее откровенный репертуар. Песни военных лет - дань памяти людям старшего поколения. В военных песнях, может быть, таким образом реализуется моя ностальгия. Когда пою, то с трудом сдерживаюсь - комок к горлу подкатывает. 

Концерт в «Платинум Арене» подчерк­нул заключительные слова Дмитрия Хворостовского. Как принято говорить, он прошел на одном дыхании. И прежде всего зрители ощутили творческое единство дирижера Константина Орбеляна и золотого баритона мира Дмитрия Хворостовского. Ну а наш Дальневосточный симфонический оркестр был достойным сопровождением звездам мирового искусства.

Леонид КУГУШЕВ

ЛФА,
оформить заказ