19.09 К НАМ ВЕЗУТ СКРИПКУ СТРАДИВАРИ


Хабаровская краевая филармония открывает предъюбилейный, 74-й концертный сезон. Он обещает быть крайне интересным: афиши уже пестрят именами известных исполнителей. 

О том, каким будет новый сезон, а также о современной концертной жизни, о воспитании эстетических вкусов, о состоянии академической сферы музыки, мы беседуем с генеральным директором краевой филармонии Александром ЕМЕЛЬЯНОВЫМ. 

- Александр Петрович, в последние годы филармония радует нас не только прекрасными концертами хабаровских исполнителей, но и совершенно невероятными проектами. К нам приезжают Юрий Башмет, Денис Мацуев, Дмитрий Коган, Владимир Спиваков. Как удается привозить на Дальний Восток исполнителей такого высочайшего уровня?

- Хабаровская филармония сохраняет традиции классического направления и при этом старается идти в ногу со временем. В апреле я принял участие в коллегии Министерства культуры РФ, посвященной концертной деятельности в области академической музыки, где был дан анализ и перспективы её развития. Принято решение о разработке концепции концертной деятельности в России и представлении ее в правительство в 2013 году.

Разрабатываться концепция будет с участием Союза концертных организаций России и всех региональных филармоний.
Жизнь не стоит на месте. Как показала коллегия, в 1990 году в стране работало 153 филармонии и самостоятельных коллективов, в 2010 году их 318. Количество творческих коллективов в России выросло за 25 лет в 2,7 раза, а творческих работников за этот период стало больше на 80%. 

В то же время филармонических концертов за 20 лет уменьшилось на 56%, количество слушателей - на 54%. За три последних года публика эстрадных концертов составляет 30-40%, при том, что их доля не превышает 20-23% проводимых концертов. Сложилась парадоксальная ситуация: количество концертных организаций, самостоятельных коллективов и артистов увеличивается, а число концертов и слушателей снижается. Это в целом по России. У нас свои особенности. Появились новые коллективы: Русский народный оркестр, камерное трио. В то же время мы испытываем недостаток в артистах во всех наших коллективах.

И, тем не менее, сегодня мы не отделены от концертной жизни России, оставаясь в курсе всех культурных событий академической музыки. Именно поэтому сюда готовы ехать самые знаменитые исполнители, им интересно выступать перед нашим зрителем, который прекрасно образован и, я бы даже сказал, слегка избалован нашими музыкантами, той высокой планкой, которую они сами себе задали. 

И проблема, на мой взгляд, не в том, что на великие имена, такие как Башмет, Коган, народ не пойдет. Билеты раскупаются хорошо. А вот цена на билет может быть не всегда всем доступна.

- От чего же зависит цена билета?

- Перелет, проживание - все это занимает в смете проекта огромную долю. Поэтому билет оказывается дорогим особенно для таких городов, как Комсомольск-на-Амуре, куда этой весной впервые приезжал Юрий Башмет со своими музыкантами в рамках Второго Дальневосточного фестиваля, которым руководит Юрий Абрамович. 

- Но комсомольчане на концерт все-таки пришли?

- Концерт прошел с огромным успехом, зал был полон. Знаете, почему? Потому, что цена на билет была доступной благодаря поддержке градообразующего предприятия Комсомольска - КнААПО. Руководитель объединения Александр Иванович Пекарш оказал финансовую помощь, за это ему огромное спасибо.

- По мнению многих директоров филармоний России, одна из главных тем - нехватка средств. Значит, проблема общая?
- Конечно, общая. И суть не в том, что нам государство не помогает. Государство занимается просвещением, оно изначально предлагает программы, значительно их финансируя. Но определенную часть средств зрителю приходится вкладывать в собственное культурное развитие. 

- Может ли человек со средней зарплатой купить билет на концерт за несколько тысяч рублей?


- Может, если в организации концерта в качестве спонсора выступит предприятие, акционерное общество, либо банк, заинтересованные в культурном развитии жителей нашего региона. Я говорю о меценатстве. И этому пример -
КнААПО. Конечно, это вклад в будущее, ведь если для того, чтобы услышать «Виртуозов Москвы», не нужно лететь в столицу и везти своих детей, это здорово. Наши дети будут расти культурными, развитыми.  

- Как можно достичь финансового успеха в академической концертной сфере?

- Нужно уметь соединять планирование творческое и экономическое, а также поднимать престижность филармонического брэнда. В обществе сложилось ошибочное мнение, что филармония - это что-то образовательное, скучное. Мы стараемся изменить этот взгляд, нынешней весной начали формировать Клуб друзей филармонии, сегодня насчитывает около 500 человек. Мы не жалуемся, что нам плохо и нас нужно спасать. Наоборот, все хорошо, и у нас есть такие программы, которые вы нигде больше не услышите. Поэтому приходите, участвуйте в проектах! А мы, исходя из наших возможностей,  сделаем для популяризации классической музыки все, что возможно.

- Что интересного ожидает нас в этом сезоне?

- 19 сентября мы открываем филармонический сезон. И уже 21 сентября свой 77-й сезон открывает Дальневосточный академический симфонический оркестр под руководством Ильи Дербилова. С оркестром выступит польский пианист Константин Виленский. 

3 октября к нам приезжает «Терем-Квартет», коллектив с мировой известностью. Недаром Питэр Гэбриэл назвал стиль группы «Теремизмом». 

«Терем-Квартет» исполняет и классику, и джаз, и фолк-рок. Однако в основе его творчества лежит русская национальная культура, народные традиции и самобытный русский взгляд на мир. 

12 октября к нам едет государственная академическая капелла Санкт-Петербурга. В ее репертуаре - лучшие образцы мировой классики и русские народные песни. Капелла заботливо хранит и восстанавливает «золотой фонд» своего классического репертуара, возвращает к жизни ценнейший пласт отечественной культуры - творения русской духовной музыки.

А в ноябре хабаровчан и комсомольчан ожидает нечто удивительное - совершенно новый проект, стартовавший в Москве этим летом, «Пять великих скрипок». Это не просто концерт, это концерт-музей, который включает в себя выставку творений самых знаменитых скрипичных мастеров. А рассказ об этих скрипках будет вести сам Дмитрий Коган, знаменитый музыкант. 

И наконец - еще одно заметное событие нынешней осени - органный фестиваль «Ренессанс». Всех любителей органного искусства ждут интересные концерты, в каждом есть своя изюминка.  

Мы ждем вас в филармонии!     


Марина ЛИТВИНОВА.

"Тихоокеанская звезда"  19 сентября 2012 г.

ЛФА,
оформить заказ