Первая скрипка


— Мне очень приятно побывать в очередной раз в моем любимом городе Хабаровске. Я люблю и ценю хабаровскую публику, вижу у нее интерес к классической музыке, — признался наш знаменитый соотечественник, скрипач с мировым именем, заслуженный артист России и обладатель бесчисленных званий и наград Дмитрий Коган. Нынешний визит Дмитрия в Хабаровский край приобрел особое значение. На этот раз музыкант прибыл к нам в качестве артистического директора фестиваля классической музыки, который создан в этом году при поддержке краевого министерства культуры и проходит в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре с 6 по 19 ноября.
 
— Я рад, что наше сотрудничество превратилось в фес­тиваль, который состоится впервые, но, надеюсь, не будет «комом», — говорит Дмит­рий Коган. — Пусть этот фестиваль не огромного размаха, но главное, что он родился. Если будет успех, то сделаем его ежегодным.
 
Действительно, программа впечатляет. На двух площадках — в Хабаровской краевой филармонии и в Комсомольском-на-Амуре ДК авиастроителей уже прошли концерты Дальневосточного академического оркестра и Дмитрия Когана в качестве солиста. 12 ноября в краевой филармонии состоится вечер фортепианной музыки с учас­тием нашего талантливого земляка, теперь преподавателя московской филармонии, Дмитрия Людкова. 14 ноября в рамках фестиваля ожидается концерт с интригующим названием «Возвращение черного тромбона» российско-американского джаз-квартета.
 
А 19 ноября на закрытии фестиваля, приуроченном к 85-летию главной кузницы талантов нашего края — детской музыкальной школы № 1, на одной сцене с Дальневосточным академическим оркестром и Дмитрием Коганом выступят ее лучшие выпускники, в числе которых Александр Кузнецов и Алена Лим, продолжающие обучение в зарубежных академиях.
 
Примечательно, что в этом году на концертах с участием Дмитрия Когана у дальневос­точников появилась уникальная возможность увидеть и услышать скрипку «Роб­рехт», изготовленную в 1728 году величайшим кремонским мастером Гварнери дель Джезу. На этом иструменте играли придворные скрипачи разных эпох и государств, ее слушали российская императрица Екатерина II, французская королева Мария Антуанетта, правители многих стран по всему миру.
 
Дмитрий утверждает, что в России это первая скрипка такого уровня, она входит в десяток, а то и меньше эксклюзивных инструментов подобного уровня по всему миру. Появление ее в нашей стране стало возможным благодаря бизнесмену и политику Валерию Савельеву, учредителю «Фонда поддержки уникальных культурных проек­тов имени Когана». Стоимость «Робрехта» держится в тайне, но Дмитрий намекнул, что сейчас в Чикаго продается аналогичного уровня инструмент, цена которого составляет семнадцать миллионов долларов.
 
Артист говорит, что появление этой скрипки в России имеет еще и патриотически-политический аспект:
 
— Я должен ее представить в течение года всей стране — от Калининграда до Южно-Сахалинска. Показать, что если раньше из нашей страны все лучшее вывозилось, то теперь должно стать наоборот. Мы уже два месяца вместе и пока привыкаем, притираемся друг к другу. У нее очень добрая, светлая душа…
 
Кстати, в течение ближайшего года Савельев с Коганом планируют приобрести для фонда еще две скрипки — Страдивари и Амати. Все инструменты находятся в работе, на них играют лучшие музыканты России, и «Робрехта» Дмитрий также передаст через год своим коллегам, которые смогут достойно исполнять ее предназначение. Несмот­ря на почти трехсотлетний возраст, скрипка находится в идеальном состоянии, и Дмитрий не видит причин, почему бы ей не послужить своим хозяевам еще не одну тысячу лет. Каждые три месяца он будет возить ее в Италию к своему мастеру — эксперту скрипичных дел — для настройки, замены струн, чистки и прочих манипуляций для поддержания ее в отличном рабочем состоянии.
 
Дмитрий Коган называет своим другом художественного руководителя и главного дирижера Дальневосточного академического симфонического оркестра Илью Дербилова. Два молодых, но уже успешных в профессии маэст­ро нашли общий язык не только в личном общении, но и на сцене.
 
По мнению Дмитрия Когана, наш оркестр находится в хорошей рабочей форме, несмотря на огромную, как утверждает музыкант, проблему — отсутствие в нашем регионе консерватории.
 
Еще недавно витавшая было в воздухе идея открытия в Хабаровске учебного заведения, готовящего профессиональных музыкантов, не получила воплощения, но Дмитрий считает, что скоро закончатся старые кадры, а у талантливой молодежи останется два варианта — или уехать из родного города, или вовсе бросить музыку.
 
Илья Дербилов, известный еще и тем, что более всего ценит в людях их профессиональный уровень, делится впечатлениями от сот­рудничества с Дмит­рием Коганом:
 
— Быть на пике формы всегда — в этом профессионализм нашего оркестра, ведь мы играем по двенадцать концертов в месяц с поистине великими артис­тами. При участии таких профессионалов, как Дмит­рий Коган, как не удержать в форме оркестр? Чем больше профессионализм, тем ярче проявляются творческие намерения. У нас с Дмитрием совпадают внут­ренний посыл, творческая энергия, поэтому легко работать вместе.
 
А нам остается надеяться, что нынешний, пока первый фестиваль классической музыки станет отличным стартом для пропаганды и развития высокого искусства на хабаровской земле.
 
Елена РОМАНОВА.
"Приамурские ведомости" 14.11.2011
ЛФА,
оформить заказ