ИЛЬЯ ДЕРБИЛОВ К ДИРИЖЁРСКОЙ ПАЛОЧКЕ ОТНОСИТСЯ БЕЗ СУЕВЕРИЙ

В этом году Дальневосточный симфонический оркестр празднует 75-летний юбилей.
О круглых датах, истории оркестра, его традициях, хабаровской публике и классической музыке мы беседуем с главным дирижером и художественным руководителем Дальневосточного симфонического оркестра Ильей Дербиловым.

- Профессия дирижера - самая загадочная из всех музыкальных профессий. Со стороны она кажется простой. Между тем, не всем музыкантам удается стать дирижерами. В чем загадка?
- Действительно, работа дирижера со стороны выглядят очень простой. На самом деле, это не так. Наоборот, дирижирование - один из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства. В эту профессию обычно приходят, серьезно занимаясь каким-нибудь музыкальным инструментом или вокалом.
Дирижер должен разбираться в гармонии, инструментовке, специфике различных инструментов, на уровне подсознания владеть дирижерской техникой. В мире существует множество школ, и у кажд ой - свое представление о музыке.
Дирижер должен свести воедино все эти школы и навыки. Для того, чтобы сто человек вступили в один момент, нужен один-единственный жест, которому иногда учатся годами.
- Этому действительно можно научиться или это дар?
- Всё в жизни - дар. Я думаю, должно случиться некое озарение, когда понимаешь - ты хочешь этим заниматься.
Не могу сказать, что с раннего детства мечтал стать дирижером. Вот петь мне хотелось всегда. В год или два брал палочку, пел и дирижировал. В семь лет поступил в хоровое училище имени М.И. Глинки при Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, старейшее профессиональное музыкальное учебное заведение. Вначале было трудно, а потом втянулся и понял, что без музыки прожить невозможно. И это величайшее счастье.
- Когда вас пригласили в Хабаровск, говорят, было несколько претендентов на место главного дирижера, и выбор пал на вас потому, что вы учились в Санкт-Петербургской консерватории, где более старые дирижерские традиции. Это так?
- Если говорить о дирижерских традициях, то в России действительно существуют две дирижерские школы - в Санкт-Петербурге и в Москве.
Санкт-Петербургская консерватория была основана в 1862 году, на два года раньше московской. В течение пятидесяти лет академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии возглавлял Евгений Мравинский - один из крупнейших дирижеров XX века, значительная фигура в культурной жизни Ленинграда. Евгений Мравинский, Александр Гаук, Илья Мусин и Николай Рабинович - это свет ленинградской дирижерской школы. Ей присущи напевность, широта звучания. Говорят, что в ее основе лежит круг, который часто «рисуют» в воздухе руки дирижера. А в основе московской дирижерской школы - точка: четкость, некоторая суховатость.
И все-таки я думаю, что меня выбрали не из-за места учебы. Кроме меня, претендентом на место главного дирижера был Денис Власенко. Все зависело от нашего внутреннего согласия остаться в Хабаровске.
Я остался, и за все три с половиной года, что нахожусь здесь, ни разу об этом не пожалел. Я получил возможность принимать решения и нести за них ответственность и считаю, что это великолепная школа для любого дирижера. Я горжусь тем, что мне выпала честь занимать эту должность.
- Правда ли, что с дирижерской палочкой связано множество примет: некоторые дирижеры боятся потерять ее или даже уронить.
- Да это все суеверия! Если им подчиниться, то ни жить, ни работать невозможно. Раньше все пользовались деревянными палочками, но они ломались. У меня палочка из современного пластика.
- Говорят, что дирижирование - это профессия второй половины жизни. Многим дирижерам далеко за пятьдесят, а то и под семьдесят. Вы стали главным дирижером в 26 лет...
- Да, считается, что для хорошего дирижирования нужен большой жизненный опыт. Но я думаю, что это лирика. Конечно, должны существовать и образные стремления, но определенные и объективные законы развития музыки не отменить. Музыка - это точная наука.
- К тому же бессменный дирижер Дальневосточного симфонического оркестра Виктор Тиц тоже прибыл на Дальний Восток очень молодым, ему было 28 лет.
- Да, это так. Я считаю Виктора Тица великим музыкантом. В этом году исполняется пять лет со дня его смерти, и 6 марта мы представим концерт памяти Тица, сыграем его любимые сочинения, на концерте выступит профессор Петербургской консерватории Татьяна Загоровская.
- Какие произведения были любимыми у Тица?
- Насколько я знаю, большую часть его творчества занимала музыка Сергея Рахманинова. Он любил русскую музыку.
- Как-то в интервью вы сказали, что для того, чтобы оркестр хорошо себя чувствовал и развивался, необходима регулярная гастрольная деятельность.
- Думаю, что мы оправдываем свое название Дальневосточного симфонического оркестра, выступая по всему региону. Оркестр выезжал на Сахалин, не раз выступал в Комсомольске-на-Амуре, несколько раз был в Биробиджане. После длительного перерыва мы побывали в Благовещенске.
- Расскажите подробнее о вашей работе с Дмитрием Хворостовским.
- Когда Хворостовский приехал в Хабаровск, он был приятно удивлен. Ведь не секрет, что не всегда провинциальные оркестры находятся на хорошем уровне исполнительского мастерства. Отдаленность от центра расхолаживает. Но у нашего оркестра есть определенные традиции, мы не терпим халтуры.
Дмитрию Хворостовскому очень понравилось с нами работать.
Когда его пригласили на Сахалин, где праздновалось 65-летие окончания Второй мировой войны, он рассматривал несколько вариантов, в том числе Новосибирский академический симфонический оркестр. В итоге остановился на нашем коллективе.
Работать с Хворостовским было очень легко. Как все настоящие звезды, этот человек в первую очередь предъявляет требования к самому себе. Он очень корректен и вежлив со всеми. Музыканты отвечали ему взаимностью.
- Как-то вы сказали, что в Японии и Корее классическая музыка звучит везде. Что делать, чтобы и у нас было так же?
- Любовь к классической музыке надо начинать с воспитания детей. Это должно стать государственной политикой, когда все, начиная с президента, говорят о том, что культурное наследие - это симфонические оркестры, библиотеки, музеи, театры, художники, ученые.
Без духовности невозможно гармоническое развитие нации. Как только наше правительство это поймет, общество начнет возрождаться.
- Говорят, что в Хабаровске публика непростая...
- Да, публика очень взыскательная. Но это говорит о том, что ей далеко не безразлично то, что происходит в музыкальном мире Хабаровска. За это я нашу публику люблю, но стараюсь не идти у нее на поводу. Я считаю, что дирижер должен не только воспитывать оркестр, но и просвещать публику.
В 2010 году исполнилось 240 лет со дня рождения Бетховена. Мы приурочили к этой дате цикл, рассчитанный на два года, - исполнили восемь симфоний, пять фортепианных концертов, основу творчества Бетховена. Это стало великолепной школой для оркестра. Более того, научившись играть симфонии Бетховена, мы учимся играть и Чайковского.
Я знаю, что три года назад на наших концертах залы были полупустыми. Сейчас билеты не достать за несколько дней до концерта. Приятно, что люди начали постепенно осознавать, что слушать классическую музыку не просто полезно, но и престижно.
- Что ожидает поклонников Дальневосточного симфонического оркестра в этом сезоне?
- Весной оркестр приедет поздравить Юрий Башмет. Выступит пианист Денис Мацуев, он приедет на торжественную церемонию закрытия конкурса «Новые имена Хабаровского края».
А в день своего рождения, 18 и 19 февраля, Дальневосточный симфонический оркестр даст два концерта. Мы исполним симфонические танцы из мюзикла Леонарда Бернстайна «Вестсайдская история». Приедет Рэм Урасин, один из ведущих пианистов России. Это будет праздничный концерт с хорошей музыкой.
Мы приглашаем друзей и любителей классической музыки.

"Тихоокеанская звезда"

11.02.2011 

ЛФА,
оформить заказ