Отзыв «СПОР С ЧАЙКОВСКИМ»

"Произведения, уничтоженные П.И. Чайковским? Исполненные Дальневосточным академическим симфоническим оркестром? Уже одно это сочетание заинтриговало и заинтересовало меня.

И вот я в Хабаровской краевой филармонии. Само здание, расположенное в историческом центре города, на высоком берегу реки Амур, начало служить искусству с 1884 года. В этом здании располагалось Военное собрание - место проведения балов, спектаклей, концертов, выставок... Одним словом - центр притяжения местной интеллигенции тех лет. Конечно, здание претерпело несколько реконструкций и изменений, но всё равно заставляет любоваться его витражами, картинами, хрустальными люстрами и зеркалами, внушая волнение и трепет – устоять перед очарованием более чем вековой истории этого Дома искусства невозможно.

В ярком свете на сцене Большого концертного зала филармонии – Дальневосточный академический симфонический оркестр под управлением дирижёра Леонида Привалова, готовый исполнить произведения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского: симфоническую балладу «Воевода», симфоническую поэму-фантазию «Фатум», Симфонию Ми-бемоль мажор (в редакции и оркестровке П. Климова). Все эти произведения объединяет одно – это музыка, которой не должно было быть. Музыка, которую сам автор решил предать забвению и даже - буквально – огню.

Но кто решил поспорить с Чайковским и предоставить хабаровчанам возможность всё-таки услышать эти произведения?

Автор цикла музыкально-просветительских программ «Партитуры не горят» и их ведущий - известный музыкальный критик, тележурналист, виолончелист, лауреат многих престижных телевизионных премий Артем Варгафтик.

Выйдя на сцену, харизматичный, уверенный в важности своей миссии, Артём захватил внимание публики с первых же секунд. Интересные факты из жизни П.И. Чайковского, истории создания (и уничтожения!) исполняемых произведений, описания их премьер, цитаты из писем композитора, мнения музыкальных критиков тех лет, истории попыток восстановления уничтоженных партитур другими авторами и музыкантами…- всё это направило меня, слушателя и зрителя, в то время, делая практически современником этой музыки. Оркестр играл, а я мысленно оказывалась и на премьере симфонической поэмы по мотивам произведения Адама Мицкевича (в оригинале она называлась «Дозор», а в переводе А. С. Пушкина стала известна как «Воевода»), и на премьерах фантазии «Фатум» в Москве и Петербурге,  и на том корабле, на котором Чайковский, возвращаясь с триумфальных гастролей в США, задумал написание симфонии «Жизнь» (которую мы и услышали во втором отделении концерта). «Препятствия? Вздор!», «Вперед! Вперёд!» - слышалось в музыке.

Дальневосточный академический симфонический оркестр, несмотря на неполный состав (к сожалению, в оркестре было мало артистов), играл с большой отдачей и уважением к исполняемому материалу.

После исполнения симфонии «Жизнь», которой завершалась программа,  зрители долго не отпускали оркестр и ведущего, благодаря их аплодисментами, улыбками. Я смотрела на лица людей в зале, потом вновь - на музыкантов, и снова на тех, кто пришёл на концерт. И я видела общность, единение. Публики и оркестра. Хабаровчан и московского гостя – ведущего. Прошлого и современности. Зрителей, исполнителей и музыки.

Огонь беспощадной критики и связанных с ней тяжёлых душевных кризисов П.И. Чайковского, заставивший его уничтожить партитуры этих произведений, огонь времени, делающий шансы на восстановление утраченного всё более призрачными  - всё это выдержала эта музыка, чтобы жить и звучать."

 

Автор статьи: студент «Школы музыкальных критиков» Елена Смирнова, 43 года.

Мастер спорта России, преподаватель и артист Образцовой студии современной хореографии «Мираж»,  меломан с 10 лет. Любит британскую поп- и рок-музыку, интересуется  искусством.

 Ознакомиться с другими работами студентов «Школы музыкальных критиков» вы можете на сайте музея «Мир говорящих машин» https://www.vinyl27.com/ , сайте Хабаровской краевой филармонии https://phildv.ru/ и Хабаровского краевого академического музыкального театра https://hkmt.ru/.

Проект «Школа музыкальных критиков» реализуется благодаря гранатовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив.