Отзыв «Партитуры не горят»

        "В минувшую субботу, 12 февраля, состоялся концерт ДВАСО под названием «Партитуры не горят». В анонсе к концерту сообщалось: «этот концерт навсегда останется в копилке ваших музыкальных воспоминаний». Невозможно не согласиться с этим утверждением: для наших земляков и гостей города это культурное событие стало новым чудесным подарком Хабаровской краевой филармонии. Концерт вёл популярный телеведущий, виолончелист,  музыкальный критик Артём Варгафтик, автор одноименной передачи «Партитуры не горят» на телеканале «Культура». Его  имя широко известно не только в России, но и в  мире. Дирижёром выступил  Леонид Привалов. Прозвучали три сочинения Петра Ильича Чайковского.

        Слушать Артёма Варгафтика всегда захватывающе интересно. Он рассказал много нового о различных событиях из жизни великого русского композитора, об истории создания этих музыкальных произведений, имевших свою непростую, а порой и загадочную судьбу.  

       На создание симфонической баллады «Воевода» П.И.Чайковского вдохновила баллада  Адама Мицкевича в переводе А.С.Пушкина. Композитор был очень поглощён своим замыслом. При создании оркестровой обработки своего нового творения он даже выписал из Парижа новый инструмент, «Celesta-Mustel». Но к моменту первого исполнения «Воеводы» (которое, к слову сказать,  прошло с большим успехом у публики), творца стали одолевать сомнения в своём даре. Ему стало казаться, что он «исписался». И безобидное с точки зрения обывателя суждение С.И.Танеева, касающееся музыкальной формы, вызвало у Чайковского бурю эмоций, став «последней каплей» в его мучительных переживаниях. И вот после премьеры, после того, как автора 15 раз вызывали овациями на сцену, после вручения лаврового  венка,  композитор совершенно неожиданно для всех  разрывает партитуру в мелкие клочки! К счастью,  «Воеводу» удалось восстановить по фрагментам. И теперь мир слушает его, всякий раз недоумевая, как можно было решиться уничтожить такую музыку. Теперь и мы услышали это «возрожденное» произведение в исполнении нашего ДВАСО. Лично мне совершенно непонятно, каким именно образом музыка может передавать юмор. Но даже такой неискушённый слушатель, как я, может легко представить себе этого темпераментного и грозного, но немного наивного и забавного воеводу, и разглядеть за этим музыкальным портретом улыбку автора.

      Петру Ильичу нравилась его симфоническая поэма «Фатум»; он хотел посвятить её уважаемому им М.И.Балакиреву. Но, получив от последнего «разгромное» критическое письмо о своём творении, великий  композитор решил, что оно недостойно жить, а значит, звучать... По-видимому, название этого произведения не было случайным.  «Фатуму» благоволила Судьба: у каждого исполнителя сохранилась партия его инструмента.  Благодаря кропотливой работе настоящих ценителей музыкального искусства, все партии были вновь собраны воедино, и партитуру удалось восстановить.   Поэме была подарена вторая жизнь! С большим удовольствием я слушала это яркое философское произведение. 

       А вот симфонию Ми-бемоль мажор П.И.Чайковский не уничтожал - он просто не смог её завершить в связи со своей неожиданной преждевременной смертью. Но у нас есть возможность познакомиться с этим произведением благодаря работе нашего современника, композитора Петра Климова. Артём Варгафтик сравнил процесс восстановления музыкального произведения с реконструкцией старинного памятника архитектурного зодчества. 

       Завершая  свой рассказ о концерте, хочу сказать, что посещение Хабаровской краевой филармонии  - это всегда праздник для меня. Люблю это прекрасное старинное здание с  его просторными фойе, роскошными огромными зеркалами, паркетом, декоративными панно. Там тебя встречают всегда  приветливые сотрудники. Ну и конечно же, это коллектив оркестра, музыканты! Когда после концерта возвращаешься домой, а мимо тебя идут люди, несущие в футлярах музыкальные инструменты, то всегда думаешь о том, что внешне они выглядят совершенно обычными людьми. Такие, как все. Но всё же  – не такие. Потому что вот буквально только что именно эти  люди исполняли такую прекрасную, такую волшебную  музыку…

 «Жизнь  коротка, искусство  вечно».  А партитуры действительно не горят…"    

Автор статьи: студент «Школы музыкальных критиков» Благовидова Ольга, врач, 57 лет.

Инстаграм: blagovidova.olga

Ознакомиться с другими работами студентов «Школы музыкальных критиков» вы можете на сайте музея «Мир говорящих машин» https://www.vinyl27.com/ , сайте Хабаровской краевой филармонии https://phildv.ru/ и Хабаровского краевого академического музыкального театра https://hkmt.ru/

Проект «Школа музыкальных критиков» реализуется благодаря гранатовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив.