Концерты Государственной Академической певческой капеллы Санкт-Петербурга


          12 и 13 октября в Хабаровске прошли концерты  Государственной Академической певческой капеллы Санкт-Петербурга, которой уже 38 лет руководит Народный артист СССР,  лауреат Государственных премий России Владислав Чернушенко. Все, кто посетил эти музыкальные вечера, получили отличный подарок — встречи, каких  бывает не так много в жизни жителей достаточно крупного, но всё же  очень отдаленного от центральной части страны города.  

          Наверное, в России трудно найти музыкальный коллектив, история которого насчитывает более половины тысячелетия — 534 года; коллектив, чье становление воплотило в себе развитие всей отечественной музыкальной культуры. История капеллы начинается с учреждения хора государевых певчих дьяков, который был основан  великим князем Московским Иваном III для участия в службах Успенского собора и "мирских забавах" царского двора.   Затем - при Петре -  возникло новое имя: Придворный хор и, кстати, император сам нередко пел басовые партии в нем. Каждая из императорских особ непременно заботилась о певчих: Анна Иоанновна приказала открыть в Глухове первую специальную школу и ввела обучение малолетних певчих игре на оркестровых инструментах. Елизавета Петровна увеличила состав хора — 48 взрослых и 52 малолетних певчих.  В 1763 Екатерина переименовала его в Императорскую придворную капеллу, наделив музыкантов соответствующими привилегиями. Традиции русского певческого искусства слились в ней с  высокой исполнительской и композиторской техникой музыкальной Европы.

          Первым руководителем капеллы стал Марк Полторацкий. А вообще во главе ее стояли разные музыканты, и можно назвать десятки блестящих имен — от итальянцев Галуппи и Чимароза и Дмитрия Бортнянского ученика одного из них до Алексея Львова, автора гимна «Боже, царя храни», Михаила Глинки, чье имя капелла носит уже 58 лет  и Милия Балакирева со своим заместителем Римским-Корсаковым, который «привел в порядок» ее симфонический оркестр. 

          С октября 1922 года коллектив стал называться Академической капеллой. И в этот период, несмотря на все бури, разразившиеся над страной, было сохранено главное — традиция пения, впитавшая в себя все лучшее, что породила мировая музыкальная культура. В разные периоды самого трагического в истории России столетия коллективом руководили Палладий Богданов, Михаил Климов, Александр Свешников, Елизавета Кудрявцева (которая была главным дирижером во время Великой отечественной), Георгий Дмитревский, с которым связано возрождение капеллы в послевоенное время (именно при нем были возобновлены или исполнены впервые великие сочинения Танеева, Баха, Верди, Гайдна, Моцарта, советских композиторов).

        Владислав Чернушенко возглавил капеллу в 1974 году — во время затянувшегося творческого кризиса коллектива.  Именно его богатому дарованию, превосходным профессиональным знаниям и организационной энергии знаменитый старейший  русский хор обязан возвращением на свои исторические позиции. В 1991 года в структуре Капеллы был воссоздан Симфонический оркестр.

Как и сто, и двести лет назад, критика относит весь большой коллектив Капеллы к числу лучших музыкальных коллективов мира.

          У этого хора уникальное звучание, в чем можно было убедиться на первом его концерте. Можно попытаться чисто технически скопировать, повторить структуру, формы организации всей деятельности капеллы, но дело не в этом. Дело в том, что каждый из этих музыкантов безусловно талантлив и может выступать сольно. Коллектив не нуждается в приглашении кого-либо со стороны — он сам может спеть всё, партитуру любой сложности. В достижении удивительной гармонии, единства, безупречной ровности и состоит высокое искусство этих преданных своему служению музыкантов.

          12 октября в Большом зале Хабаровской краевой филармонии звучала русская духовная и светская музыка, а также русские народные песни.

  13 октября Капелла выступала с Дальневосточным академическим симфоническим оркестром; дирижировал Владислав Чернушенко.

В первом отделении прозвучала музыка современного сербского композитора, педагога и ученого Светислава Божича. Это — написанный в 1995 году Духовный концерт «Молитва Рачана» для меццо-сопрано, баса, смешанного хора и струнного оркестра. Сочинение  посвящено маэстро Чернушенко и музыкантам Государственной академической капеллы. Владислав Александрович сам рассказал зрителям об этой музыке и об истории, связанной с ней - когда музыканты капеллы оказались единственным «мирным творческим отрядом» на территории воюющей Сербии. Ее трагедия, ее отчаянная борьба с многочисленными завоевателями, покорителями, «усмирителями»  нашла воплощение в уникальных творениях Светислава Божича.

Когда-то Тютчев написал:

О, сердце полное тревоги,

О, вещая душа моя,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия.

Двойное бытие породило и музыку Светислава Божича. Она церковная по самому своему духу, по источникам творчества. Но она и об этом мире, о страданиях и надеждах несчастной, но горячо любимой страны. Наиболее остро эта трагедия и  глубоко точные прозрения композитора воплотились именно в «Молитве Рачана» (небольшая деревушка на границе Косово). Этот духовный опус создан по мотивам лирики сербского поэта и священника Гаврила Стефановича-Венцловича и прозы Милорада Павича - нобелевского лауреата, сербского поэта, прозаика, переводчика и историка литературы. Композитор считает, что в этом сочинении «связь русской песенной традиции, сербской музыки и византийской прозы Павича имеет почти мистический характер». Солировали лауреат международных конкурсов Людмила Сиденко и Олег Радченко.  

Во втором отделении концерта звучал Реквием Моцарта.

Со времени организации в 1802 г. Санкт-Петербургского филармонического общества Капелла участвовала во всех его концертах. Благодаря выступлениям Капеллы столица знакомилась с выдающимися творениями музыкальной классики. Первое исполнение в России Реквиема Моцарта Капеллой с симфоническим оркестром состоялось 23 марта 1805 г.

Самая таинственная страница в жизни Моцарта – это создание в 1791 году, в год его смерти, «Реквиема», траурной мессы для хора, квартета солистов и большого оркестра. Она написана на латинский текст заупокойного богослужения. Это мольба о спасении, о даровании вечного покоя умершим, картины страшного суда, образ Бога – милосердного и прощающего. Реквием Моцарта – беседа о таинстве смерти и поминовении усопших; удивительное воплощение просветленной скорби, любви и веры. У Моцарта каждый звук словно заглядывает по ту сторону бытия. Наверное, никто из композиторов в своей музыке не стоял так близко к теме смерти. И зрители, ведомые гением Амадея и мастерством двух коллективов, вполне могли придти к мысли о том, что завершение земного пути — это часть жизни, ее продолжение. А кто-то, вероятно, поверил и в то, что среди звучащих со сцены голосов был слышен и голос Моцарта, ведущий партию альта в Lacrimosa  — именно это пел Амадеус накануне своей смерти. И всегда именно его пульсом — то нитевидным, то взрывным — будет жить эта великая музыка.

Квартет солистов составили Ольга Ширяева (сопрано), лаур. межд. конк. Людмила Сиденко (меццо-сопрано), Олег Трофимов (тенор), лаур. межд. конк. Максим Раннев (бас).


Есть выражения — мир видимый и мир невидимый. Их толкуют по-разному. Но иногда (совсем не часто, к сожалению) бывает и так, что те, кто находится на сцене, дарят сидящим в зале не только музыку, но и ощущения причастности к их дальним и удивительным поездкам, интеллектуальным впечатлениям, чистым эмоциям и ярким образам. Капелла имени Глинки подарила нам такие ощущения, и оба наших мира стали богаче.

Ирина БАТРАЧЕНКО

ЛФА,
оформить заказ