Каждый концерт с аншлагом

Историю страны пишут ее жители. Историю любого творческого объединения - его участники - актеры, писатели, музыканты, художники... А историю Дальневосточного симфонического оркестра можно проследить по возглавлявшим его в разные годы дирижерам.
"Приамурские ведомости"
9 Февраль 2011


 
За три четверти века своего существования коллектив то получал высокие награды и путешествовал по городам и странам с аншлаговыми концертами, то напоминал инструмент, который без опытного настройщика постепенно теряет чистоту звука, дает «петуха» и режет слух, искажая знакомые классичес­кие мелодии до неузнаваемости. И в этом нет вины артистов. Ведь как в человеческом теле каждый орган отвечает за определенные функции, так и в оркестре каждый исполнитель должен быть сосредоточен только на своем инструменте.
 
Симфонический оркестр - огромный, живой, дышащий организм, а не просто восемьдесят человек, освоивших различные музыкальные инструменты. На время репетиций и концертов он становится монолитом, который должен донести до слушателя музыкальное произведение цельным, гармоничным, сыгранным и услышанным на одном дыхании. Сделать его таковым - задача главного дирижера, человека, который словно бы собирает на кончик своей дирижерской палочки невидимые нити, тянущиеся от каждого инструмента, от каждого музыканта.
 
В Дальневосточном симфоническом оркестре каждый артист - отдельно взятая личность. Представители творческих профессий - тоже люди, но от всех прочих их отличает более тонкая душевная организация, поэтому важно поддерживать в коллективе атмосферу доброжелательности, чтобы вместе идти к одной цели - качественному исполнению классической музыки. Очищающей, вдохновляющей, дающей отдохновение от суровых будней, или, наоборот, настрой на новые свершения.
 
Поэтому хороший дирижер - не просто человек с соответствующим дипломом в кармане и дирижерской палочкой в руке. Настоящий дирижер - тот, кто способен повести за собой огромный коллектив, состоящий из самых разных людей, в волшебный мир музыки, в котором нет места дрязгам, интригам, бытовым заморочкам. А есть только искусство в чистом виде и люди, несущие его народу через смычки, струны, клавиши, свое дыхание, точные, выверенные движения, через свое сердце и душу.
 
Сейчас в Дальневосточном симфоническом оркестре много молодежи, в основном недавних студентов хабаровских и приморских учебных заведений. Но есть и те, кто приехал из прославленных консерваторий и академий еще в доперестроечные времена по распределению, чтобы остаться здесь навсегда.
 
Среди старейшин оркест­ра - Владимир Иосифович Хайнатский, который в этом коллективе играет на трубе уже пятьдесят лет. А в последние годы является еще и инспектором оркестра, то есть правой рукой главного дирижера, и решает многочисленные административные и организационные вопросы.
 
За полвека Владимир Иосифович повидал и пережил и многое, и многих. Он пришел в оркестр сразу после окончания Хабаровского училища искусств. Ему повезло - в это же время появился дирижер, с которого и началось становление ДВСО.
 
Юрию Николаевскому достался довольно слабый коллектив, существовавший тогда при радиокомитете и лишь позже переданный на баланс краевой филармонии. Николаевский решил усилить оркестр новыми кадрами. Он приглашал музыкантов из Москвы, Ленинграда, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Казани - тех городов, где существуют самые прес­тижные в стране консерватории.
 
С жильем было трудно, и администрация филармонии в те годы выделяла квартиры только для оркестрантов. Народ стал прибывать, и какой народ! Владимир Хайнатский вспоминает, что Юрий Николаевский досконально рассматривал творческое состоя­ние и каждого музыканта в отдельности, и всего оркестра в целом. При нем артисты и сами уже хотели работать, добиваться побед и наград, гастролировать, осваивать новые сложные произведения... Именно Юрий Николаевский добился присвоения коллективу названия «Дальневосточный симфонический оркестр», чтобы таким образом подчеркнуть его солидность и значимость, а также дать возможность выезжать на гастроли в более весомом качестве.
 
Подняв оркестр на высокий уровень, маэстро отбыл в Моск­ву. А продолжателем его начинаний стал тогда еще молодой Виктор Тиц. Он принялся шлифовать работу коллектива до автоматизма. Именно при нем ДВСО в семидесятые годы прошлого столетия, участвуя во всероссийском конкурсе, попал в первую десятку симфонических оркестров страны. По приглашению Виктора Тица с нашим коллективом выступали дирижеры из Польши, Франции, Чехословакии, Португалии... Для артистов ДВСО это был опыт, значение которого трудно переоценить.
 
В 1978 году по каким-то не обсуждаемым в оркестре обстоятельствам Виктор Тиц переехал в Омск. На долгие одиннадцать лет оркестр погрузился вместе со всей страной в период застоя.
 
А за дирижерским пультом ДВСО оказались, можно сказать, случайные люди. Оркестр стал слабеть, нарушение дисциплины переросло из исключения в правило, отчего значительно страдал репетиционный процесс. Дезорганизация управления дала свои плоды. Музыканты стали играть еще хуже, некоторые, видя попустительство со стороны руководителя, относились к работе, мягко говоря, без энтузиазма...
 
Общее падение профессио­нализма оркестра заметили наверху, и наконец в Хабаровск прибыл гость из солнечного Кисловодска, сильный и опытный дирижер Евгений Иоанесян. Но недаром артистические натуры считаются не совсем обычными людьми. В творческом коллективе как нигде важны доброжелательная обстановка, мирное сосуществование множества людей с повышенным эмоциональным фоном. Иоанесян оказался хорошим специалистом в музыке, но не смог сработаться ни с администрацией, ни со своими подопечными.
 
Как вспоминает Владимир Хайнатский, этот дирижер имел собственное представление о том, как общаться со своими коллегами, да еще находящимися в его подчинении, - придирался к людям без повода, в конце концов настроив против себя всех. В это время в Хабаровск прие­­хал из Омска на гастроли Виктор Тиц. Оркестранты, измучившись десятилетним пребыванием в подвешенном состоянии, попросили маэстро вернуться. Тиц принял предложение, и с тех пор начался творческий взлет Дальневосточного симфонического оркестра.
 
Следующие шесть лет в Хабаровск приезжали знаменитые солисты и прославленные дирижеры, и все они весьма благосклонно отзывались о работе с оркестром. Да и сами музыканты, почувствовав наконец сильную, авторитетную руку уважаемого и любимого дирижера, воспряли духом. С Тицем коллектив объездил с гастролями весь Дальний Восток, а еще побывал в Корее, Японии, Китае и даже в Америке.
 
В 2005 году маэстро серьезно заболел. Опять для ДВСО настало время приглашенных дирижеров. Музыканты снова несколько охладели к работе. Такому коллективу был просто необходим сильный лидер. Таким человеком стал нынешний главный дирижер и художественный руководитель Дальневосточного симфонического оркес­тра Илья Дербилов. Владимир Хайнатский утверждает, что это исключительный случай - когда коллектив единогласно принял нового дирижера. Хотя в то же время на эту должность претендовали многие дирижеры и старше, и опытнее...
 
Несмотря на столь солидный юбилей и такую длинную историю, в оркестре так и не сложились какие-то особенные традиции, характерные только для этого коллектива. Разве что третий тост на всех коллективных посиделках оркестранты произносят всегда один и тот же: «За процветание фирмы!». Эта традиция сохранилась от Виктора Тица.
 
Теперь все свои надежды артисты ДВСО связывают с новым дирижером. Молодой, но уже имеющий два дирижерских диплома Санкт-Петербургской консерватории и опыт работы в одном из самых прославленных учреждений музыкальной культуры - Санкт-Петербургской академической капелле, Илья Дербилов не ограничивается механическим исполнением своих должностных обязанностей. Он налаживает сотрудничество с мировыми знаменитостями, занимается организацией для своего оркестра зарубежных гастролей и крепко держит в своих руках бразды правления коллективом, которому предстоит покорить еще немало вершин.
 
Судя по общему настрою музыкантов и их руководителя, они возьмут еще не одну высоту. Недаром с приходом в оркестр Ильи Дербилова каждый концерт проходит с аншлагом.
 
Елена РОМАНОВА
ЛФА,
оформить заказ