Гастроли — процесс регулируемый
Рыночные условия сегодня влияют на все отрасли.
Фразосочетание «выгодно или невыгодно» становится ведущим определением в
деятельности любого направления. Коснулось оно и культуры.
- Игорь Эдуардович, начнем с чисто жизненных вопросов. Сегодня основное количество гастрольных выступлений в Хабаровске проходит через массу агентств. Филармония как бы отодвигается. Финансовые, организационные проблемы эти агентства решают самостоятельно. Как это влияет на вашу организацию?
- Количество выступлений коллективов, солистов, известных и популярных актеров, связанных с краевой филармонией, конечно, уменьшилось. Это мы почувствовали и в финансовом отношении. С годами уменьшаются и бюджетные деньги. Правительство края, министерство культуры пытаются нам помочь, чтобы хотя бы статья расходов на гонорары осталась. Если не будет гонораров, то мы не сможем привозить в Хабаровск тех, кого приглашаем.
И все же четыре последних года нельзя назвать такими уж сумрачными для коллектива филармонии. Нам повезло: мы попали в федеральную программу «Новое передвижничество». Условия выгодные, и просто грешно было от них отказываться. За это время в Хабаровске два раза выступал Башмет с «Солистами Москвы», два раза был Спиваков: один раз с «Виртуозами Москвы» и второй раз - с Национальным оркестром, радовали дальневосточников хор имени Пятницкого, известный пианист Игнат Солженицын. Надеемся, что и дальше так будет.
Но, с другой стороны, привезти в Хабаровск квартет имени Глинки, да любой квартет, даже имени Бородина, - финансовый результат предсказуем: мы будем в убытке. Для того чтобы данный проект окупился, нам нужно сделать дорогими билеты. Истинные любители классической музыки, как известно, - люди не очень денежные. Все же выход из положения найден благодаря Московской филармонии и «Новому передвижничеству». Цена билетов была снижена. И вот в ноябре в городе успешно выступил квартет «Новые русские». В апреле ожидаем квартет имени Глинки. Правда, и тут есть свои проблемы.
- Что сейчас происходит в филармонии? Год начался хорошо. У нас произошел взрыв событий. Первое - мы готовимся к юбилею Дальневосточного симфонического оркестра. Он пройдет 17 - 18 февраля. Несколько дней назад уехал на гастроли в Китай ансамбль «Дальний Восток».
Я считаю, что филармония должна как можно чаще гастролировать. Мы же не театр. Наш артист должен два раза в месяц выходить на сцену Концертного зала в Хабаровске, все остальное время он должен ездить если не по стране, то по региону. По краю мы гастролируем, на то мы и есть краевая филармония. Симфонический оркестр был в этом году и на Сахалине, и в Благовещенске. «Дальний Восток» выступал в Чите, то есть границы мы раздвигаем, но этого все же мало.
27 марта к нам приезжает пианист Денис Мацуев. Очень хорошо, что его концерт совпадет с конкурсом «Новые имена Хабаровского края», где Мацуев будет почетным членом жюри. Мало того, 5 апреля в Хабаровске начинается фестиваль, где арт-директором станет Юрий Башмет. Концерты этого фестиваля он проводит на острове Эльба, в Ярославле, Ново-Куйбышевске, в Хабаровске, на Сейшельских островах. В Хабаровске состоятся три его концерта. Мы этим горды.
- Все же давайте определим самые серьезные проблемы филармонии.
- В филармонии две большие болезни. Главная - это проблема кадров. Я имею в виду не только артистов, но и администраторов. Но необходимы прежде всего артистические кадры. Катастрофически не хватает нам солистов. Нужны инструменталисты. Если говорить честно, то у нас бывает так: музыкант работает в Дальневосточном симфоническом оркестре и в оркестре камерной музыки «Глория», подрабатывает в краевом музыкальном театре. На качество это особо не влияет. Музыканты всегда выходят на сцену подготовленными. Каждый заканчивал консерваторию, имеет диплом и может играть любую музыку. Но планировать гастроли в такой ситуации очень сложно. Как решить проблему? Сейчас в филармонии около трехсот артистов, и этого не хватает. Повезло, что с приходом в симфонический оркестр главного дирижера Ильи Дербилова в коллективе появились молодые кадры - и струнники, и духовики. Творческий коллектив - семья. В ней должны быть старшее поколение, среднее и младшее. Когда это есть, коллектив творчески жизнеспособен.
Тут не могу не сказать о детях. Невозможно решить вопрос о детской филармонии. В 2005 году она распалась, не буду говорить о причинах. В прошлом году я поставил две новогодние сказки, взял для этого остатки детской филармонии. Мы бы сейчас с удовольствием создали детскую филармонию, но должна быть образовательная программа, и на нее необходима лицензия. Просто пригласить детей и работать с ними мы как государственное предприятие не имеем права. А дети на сцене - задел на будущее.
И вторая серьезная проблема - это финансы. Нужны встречи с прокатчиками гастрольных программ. Дело не в том, выживет или не выживет сегодня филармония, наступаете ли вы нам на пятки или мы вам мешаем... Дело в том, что процесс этот необходимо регулировать. Хабаровск уже не может воспринимать такое количество эстрады. Это все требуется упорядочить. Когда в одну неделю к нам приезжают Борис Моисеев и Розенбаум или еще кто, то это уже явный переизбыток.
Еще отмечу, что артист филармонии должен, на мой взгляд, работать по договору. Это ему выгодно. Отработал норму по договору, примерно четыре больших концерта в месяц, и хоть в Москве выступай. Артист должен гастролировать. Пока он в голосе, пока в силе, пусть выступает и зарабатывает.
- В этой ситуации должны быть единомышленники, люди, с которыми вы находите полное взаимопонимание. В артистическом мире трудно кого-либо выделять: кого-то отметил, кого-то нет, народ обидчивый. И все же назовите своих помощников.
- Мне повезло с теми, с кем работаю. Прежде всего это руководители творческих коллективов филармонии. Илья Дербилов - главный дирижер Дальневосточного симфонического оркестра, Сергей Розенков - ансамбль «Глория», Сергей Осадчев - ансамбль «Дальний Восток», Анатолий Затеев - «Коробейники», Ася Фурта руководит русским народным оркестром, который создан год назад. У них у всех есть своя точка зрения. Это не значит, что все согласны со мной или я всегда согласен с ними. Творческие споры и решения всегда связаны с горячими взаимоотношениями, но в конечном счете всегда получается хороший творческий результат. Замечательно работает солистка Анастасия Жданкина в группе Анатолия Затеева. Прекрасные молодые ребята в ансамбле «Дальний Восток». Не могу не отметить Владимира Будникова. Он не только пианист, но и талантливый органист. У него сейчас замечательный органный абонемент для детей. Он не только сам играет, но и приглашает солистов. Это синтез. И вообще, я считаю, что вся филармония - синтез. Одно проникает в другое, дополняет, улучшает, и получается гармоническое творчество. Филармония живет!
"Приамурские ведомости"
26 Январь 2011
26 Январь 2011
Если посмотреть на афишные тумбы краевого центра, то в глазах запестрит от имен очень известных, и не очень. Что ни говори, дальневосточники всегда отличались высоким культурным вкусом: неприкрытая халтура и столичное пренебрежение к провинциальному зрителю замечаются непременно. Хабаровская краевая филармония в прежние годы была своеобразным фильтром для иных гастролеров из «центров». И при этом ее организующая роль гармонично распределяла все виды искусства, чтобы как можно шире довести его до всего населения.
Игорь Эдуардович Мосин в качестве художественного руководителя филармонии уже четыре года. Культурную жизнь Хабаровска и края знает изнутри. Здесь и преемственность - его отец, народный артист России Эдуард Мосин, навсегда остался в памяти театрального зрителя, и личное творческое начало - он музыкант, представитель классической музыки.
- Игорь Эдуардович, начнем с чисто жизненных вопросов. Сегодня основное количество гастрольных выступлений в Хабаровске проходит через массу агентств. Филармония как бы отодвигается. Финансовые, организационные проблемы эти агентства решают самостоятельно. Как это влияет на вашу организацию?
- Количество выступлений коллективов, солистов, известных и популярных актеров, связанных с краевой филармонией, конечно, уменьшилось. Это мы почувствовали и в финансовом отношении. С годами уменьшаются и бюджетные деньги. Правительство края, министерство культуры пытаются нам помочь, чтобы хотя бы статья расходов на гонорары осталась. Если не будет гонораров, то мы не сможем привозить в Хабаровск тех, кого приглашаем.
И все же четыре последних года нельзя назвать такими уж сумрачными для коллектива филармонии. Нам повезло: мы попали в федеральную программу «Новое передвижничество». Условия выгодные, и просто грешно было от них отказываться. За это время в Хабаровске два раза выступал Башмет с «Солистами Москвы», два раза был Спиваков: один раз с «Виртуозами Москвы» и второй раз - с Национальным оркестром, радовали дальневосточников хор имени Пятницкого, известный пианист Игнат Солженицын. Надеемся, что и дальше так будет.
Но, с другой стороны, привезти в Хабаровск квартет имени Глинки, да любой квартет, даже имени Бородина, - финансовый результат предсказуем: мы будем в убытке. Для того чтобы данный проект окупился, нам нужно сделать дорогими билеты. Истинные любители классической музыки, как известно, - люди не очень денежные. Все же выход из положения найден благодаря Московской филармонии и «Новому передвижничеству». Цена билетов была снижена. И вот в ноябре в городе успешно выступил квартет «Новые русские». В апреле ожидаем квартет имени Глинки. Правда, и тут есть свои проблемы.
- Чувствуется, что трудностей хватает... Остановитесь подробнее на нынешнем театральном сезоне.
- Что сейчас происходит в филармонии? Год начался хорошо. У нас произошел взрыв событий. Первое - мы готовимся к юбилею Дальневосточного симфонического оркестра. Он пройдет 17 - 18 февраля. Несколько дней назад уехал на гастроли в Китай ансамбль «Дальний Восток».
Я считаю, что филармония должна как можно чаще гастролировать. Мы же не театр. Наш артист должен два раза в месяц выходить на сцену Концертного зала в Хабаровске, все остальное время он должен ездить если не по стране, то по региону. По краю мы гастролируем, на то мы и есть краевая филармония. Симфонический оркестр был в этом году и на Сахалине, и в Благовещенске. «Дальний Восток» выступал в Чите, то есть границы мы раздвигаем, но этого все же мало.
27 марта к нам приезжает пианист Денис Мацуев. Очень хорошо, что его концерт совпадет с конкурсом «Новые имена Хабаровского края», где Мацуев будет почетным членом жюри. Мало того, 5 апреля в Хабаровске начинается фестиваль, где арт-директором станет Юрий Башмет. Концерты этого фестиваля он проводит на острове Эльба, в Ярославле, Ново-Куйбышевске, в Хабаровске, на Сейшельских островах. В Хабаровске состоятся три его концерта. Мы этим горды.
- Все же давайте определим самые серьезные проблемы филармонии.
- В филармонии две большие болезни. Главная - это проблема кадров. Я имею в виду не только артистов, но и администраторов. Но необходимы прежде всего артистические кадры. Катастрофически не хватает нам солистов. Нужны инструменталисты. Если говорить честно, то у нас бывает так: музыкант работает в Дальневосточном симфоническом оркестре и в оркестре камерной музыки «Глория», подрабатывает в краевом музыкальном театре. На качество это особо не влияет. Музыканты всегда выходят на сцену подготовленными. Каждый заканчивал консерваторию, имеет диплом и может играть любую музыку. Но планировать гастроли в такой ситуации очень сложно. Как решить проблему? Сейчас в филармонии около трехсот артистов, и этого не хватает. Повезло, что с приходом в симфонический оркестр главного дирижера Ильи Дербилова в коллективе появились молодые кадры - и струнники, и духовики. Творческий коллектив - семья. В ней должны быть старшее поколение, среднее и младшее. Когда это есть, коллектив творчески жизнеспособен.
Тут не могу не сказать о детях. Невозможно решить вопрос о детской филармонии. В 2005 году она распалась, не буду говорить о причинах. В прошлом году я поставил две новогодние сказки, взял для этого остатки детской филармонии. Мы бы сейчас с удовольствием создали детскую филармонию, но должна быть образовательная программа, и на нее необходима лицензия. Просто пригласить детей и работать с ними мы как государственное предприятие не имеем права. А дети на сцене - задел на будущее.
И вторая серьезная проблема - это финансы. Нужны встречи с прокатчиками гастрольных программ. Дело не в том, выживет или не выживет сегодня филармония, наступаете ли вы нам на пятки или мы вам мешаем... Дело в том, что процесс этот необходимо регулировать. Хабаровск уже не может воспринимать такое количество эстрады. Это все требуется упорядочить. Когда в одну неделю к нам приезжают Борис Моисеев и Розенбаум или еще кто, то это уже явный переизбыток.
Еще отмечу, что артист филармонии должен, на мой взгляд, работать по договору. Это ему выгодно. Отработал норму по договору, примерно четыре больших концерта в месяц, и хоть в Москве выступай. Артист должен гастролировать. Пока он в голосе, пока в силе, пусть выступает и зарабатывает.
- В этой ситуации должны быть единомышленники, люди, с которыми вы находите полное взаимопонимание. В артистическом мире трудно кого-либо выделять: кого-то отметил, кого-то нет, народ обидчивый. И все же назовите своих помощников.
- Мне повезло с теми, с кем работаю. Прежде всего это руководители творческих коллективов филармонии. Илья Дербилов - главный дирижер Дальневосточного симфонического оркестра, Сергей Розенков - ансамбль «Глория», Сергей Осадчев - ансамбль «Дальний Восток», Анатолий Затеев - «Коробейники», Ася Фурта руководит русским народным оркестром, который создан год назад. У них у всех есть своя точка зрения. Это не значит, что все согласны со мной или я всегда согласен с ними. Творческие споры и решения всегда связаны с горячими взаимоотношениями, но в конечном счете всегда получается хороший творческий результат. Замечательно работает солистка Анастасия Жданкина в группе Анатолия Затеева. Прекрасные молодые ребята в ансамбле «Дальний Восток». Не могу не отметить Владимира Будникова. Он не только пианист, но и талантливый органист. У него сейчас замечательный органный абонемент для детей. Он не только сам играет, но и приглашает солистов. Это синтез. И вообще, я считаю, что вся филармония - синтез. Одно проникает в другое, дополняет, улучшает, и получается гармоническое творчество. Филармония живет!
Леонид КУГУШЕВ.
НОВОСТИ
- - Талантливые исполнители края могут принять участие в Международном фестивале "Большая сцена"
- - Хабаровская краевая филармония открыла продажи абонементов нового сезона
- - Молодежь Хабаровского края может принять участие летних школах арт-кластера "Таврида"
- - Всероссийская ярмарка трудоустройства «Работа России. Время возможностей» – скоро!