Есть такая профессия — первая скрипка

Светлана Войтенко живет удивительной жизнью. Она признается, что счастлива в профессии, несмотря на связанные с ней огромные трудности. Всю жизнь она по нескольку часов проводит со скрипкой в руках не только на репетициях и концертах, но и в свободное время. Но ни о чем не жалеет.
"Приамурские ведомости"
17 Февраль 2011

 
Родители Светланы всегда были связаны с музыкой. Но не напрямую - по роду основной деятельности, а, скорее, по состоянию души. Мама пела в самодеятельности, отец играл на баяне. Домашние посиделки всегда сопровождались музыкальными паузами, и Светлана не отставала от старших родственников. Уже с двух лет, едва освоив речь, постоянно пела, чувствуя, что музыка живет внутри нее. Конечно же, никто тогда не прочил ей профессио­нальной творчес­кой карьеры. Просто, заметив у ребенка явные способности, отец отвел Светлану в детскую музыкальную школу.
 
Прослушавший ее педагог Александр Герзон решил: только скрипка. Впрочем, фортепиано в программе обучения будущих скрипачей тоже предусмотрено, ведь для игры на скрипке нужен более тонкий музыкальный слух, так как прежде, чем извлечь звук из скрипки, его нужно услышать внутри себя.
 
Светлана вспоминает, что ей не делали предложение, а поставили перед фактом:  будешь учиться играть на скрипке, и точка. Она признается: «Сказать, что учеба мне далась легко, не могу. Слух - это хорошо, но игра на скрипке требует и определенных физических данных. Напряжение в руках, зажатость в плечах приходилось преодолевать много лет».
 
Нормальные дети не любят учиться по определению. Любовь к тому или иному занятию им может привить только хороший педагог. Александр Герзон рисовал для своей маленькой ученицы ноты: напротив «до» - домик, «ре» - реку, «ля» - ляльку, то есть маленького ребеночка...
 
То, что музыка - это ее все, Светлана окончательно поняла уже в Хабаровском училище искусств. Там ей снова повезло с педагогом. Георгий Габрусь нашел со Светланой общий язык как в творчестве, так и по общечеловеческим понятиям. Светлана Войтенко называет его учителем с большой буквы, который не просто преподавал игру на инструменте, но и всегда понимал и помогал в тех или иных житейских ситуациях.
 
После училища Светлана Войтенко отправилась во Владивосток, в Институт искусств. Но первые два года в вузе принесли отнюдь не удовлетворение, а разочарование в себе, в своих силах. В том числе и потому, что Светлана не нашла душевного контакта с преподавателем.
 
Все изменилось, когда в институт приехала молодая выпускница Ленинградской консерватории Любовь Пархомовская. Разница в возрасте всего несколько лет, общая любовь к музыке, к скрипке, схожесть характеров объединили студентку и преподавательницу. Любовь Пархомовская, как признается Светлана, вдохнула в нее жизнь, заставила поверить в себя.
 
На распределении выпускников судьба Светланы Вой­тенко решилась в пользу Дальневосточного симфонического оркестра окончательно. Примечательно, что с этим коллективом она была связана невидимой нитью уже с детства. Еще в школьные годы по приглашению Георгия Габруся Светлана солировала на симфонических концертах. И стажировку во время учебы проходила там же. Дальневосточный симфонический оркестр стал ее судьбой, второй семьей, всем, что только может наполнить существование женщины за пределами ее личной жизни.
 
Светлана вспоминает, как трудно давались ей первые годы и даже десятилетия работы в оркестре. Она всегда чувствовала огромную ответственность. Почти каждую неделю новая программа, подчас очень сложная, поэтому приходится много заниматься, разучивая новый материал. А еще - чтобы постоянно совершенствовать свою игру на инструменте.
 
Светлана рассказывает: «По-моему, скрипка - один из самых сложных инструментов. А ведь любое произведение, каждую ноту нужно пропустить через себя. Тогда это передается в зал, и слушатель это чувствует».
 
Хотя она выступает с оркестром уже почти тридцать лет, до сих пор выходит на сцену с неким волнением. Правда, теперь это больше чувство ответственности перед коллегами и слушателями, нежели просто боязнь публики. Светлана вспоминает гастроли в Японии. Как онемели руки, кровь прилила к голове, и весь концерт она чувствовала, что вот-вот упадет в обморок - волновалась из-за выступления в незнакомом зале при такой непривычной публике.
 
После безвременного ухода из жизни Веры Дубовик, четверть века бывшей первой скрипкой ДВСО, должность концертмейстера оркестра получила Светлана Войтенко. Поначалу ее пугал столь ответственный пост. Не лидер по натуре, она гораздо уютнее и увереннее чувствовала себя за спиной Веры Андреевны, в роли ее помощницы. Но получив бразды правления, ей волей-неволей пришлось освоить новые горизонты. Светлана признается, что открыла в себе качества, неожиданные даже для самой себя.
 
Вера Дубовик  в свое время поведала помощнице несколько секретов, в том числе относиться к людям, с которыми работаешь и за которых несешь ответственность, доброжелательно и приветливо. Быть снисходительной к ошибкам, отмечать удачные моменты...
 
Первая скрипка должна быть активнее всех остальных, вести за собой всю струнную группу, быть помощником дирижера, дополнительно заниматься со струнниками и настраивать их инструменты перед репетициями.
 
Несмотря на такую большую нагрузку, приносящую настоящую физическую усталость, постоянное чувство ответственности, необходимость регулярных многочасовых занятий, Светлана Войтенко совершенно ни о чем не жалеет. Напротив, признается: «Для меня это огромное счастье - заниматься любимым делом. И хотя это очень трудная работа, но она дает возможность выразить себя, свои чувства в музыке. Когда твое состоя­ние совпадает с состоянием всего оркестра, дирижера, зала - наверное, это и есть счастье, ради которого стоит работать и жить».
 
На этой неделе Дальневосточный симфонический оркестр отмечает свое 75-летие. Вместе со всем коллективом Светлана Войтенко выйдет на сцену исполнять праздничный концерт. Это и ее праздник. Поскольку здесь для нее сое­динились все пазлы из картины полнокровной счастливой жизни - любимая работа, наслаждение творчеством, добрые друзья, ставшие родными людьми, они всегда подскажут что-то в профессио­нальном плане, помогут в трудной житейской ситуации, и юные дарования, которым только предстоит пройти по этому пути длиною в жизнь, конечно же, чувствуя поддержку Светланы Войтенко - точно так же, как она чувствовала ее со стороны своих учителей, а на самом деле - старших товарищей.
 
Елена РОМАНОВА.

ЛФА,
оформить заказ