Большой зал
Концертный зал – это место, где музыка обретает объём,
а слушатели — единство».
Большой зал
Спуск по улице Шевченко к Амурскому бульвару – одно из самых живописных мест исторической части Хабаровска. В конце XIX века, когда эта улица называлась еще Береговой, а затем Алексеевской, именно здесь формировался культурный центр города и возводились первые кирпичные здания.
Гарнизонное офицерское собрание, именно в нем теперь располагается великолепный концертный зал филармонии, появилось в Хабаровске в 1875 году. Автором проекта выступил военный инженер, архитектор, почетный гражданин города Хабаровска – Владимир Григорьевич Мооро. В этом здании устраивали балы, ставили любительские драматические спектакли, организовывали концерты и выставки. В 1890 году великий русский писатель Антон Павлович Чехов читал здесь свежие газеты по дороге на Сахалин.
Здание офицерского собрания, с течением времени, меняло свой облик, отражая в нем сторические и культурные веяния эпохи.
В годы войны здесь был ооснован госпиталь, в 1947 году –здание стало домом для театра музыкальной комедии., а в 80-х годах было передано Дальневосточному художественному музею и филармонии.
Концертный зал почти сразу приобрел славу одного из лучших на Дальнем Востоке.
В октябре 1998 года здание было закрыто на масштабную реконструкцию, которая, как потом напишут газеты, стала символом обновления всего исторического центра города. Торжественное открытие зала после реконструкции состоялось в 2002 году.
Музыкальная жизнь в Большом зале филармонии начинается с раннего утра. Здесь проходят репетиции Дальневосточного академического симфонического оркестра, концерты творческих коллективов и солистов филармонии, а также приезжих российских и зарубежных артистов.
С огромным успехом концертный зал филармонии встречает музыкальные фестивали для жителей и гостей города – Международный музыкальный фестиваль под руководством Народного артиста СССР – Ю.Башмета, Дальневосточный фестиваль народной музыки «На Амурских просторах», фестиваль эстрадно-джазовой музыки «Сфера-джаз», краевой фестиваль-конкурс «Новые имена».
Большой зал рассчитан на 462 места. Сегодня он оснащён новой системой вентиляции, приток воздуха обеспечивают пять мощных кондиционеров. Мягкие кресла, просторные проходы между рядами – всё сделано для удобства и комфорта зрителей. Люстра, украшающая большой зал – единственная в своём роде. Она была сделана в Чехии по специальному заказу из богемского хрусталя и знаменитого чешского стекла.
Повсюду установлены мониторы: артист за кулисами может видеть, что происходит на сцене, и точно определить, когда его выход. Больше стало световой аппаратуры, звукового оборудования. Есть у концертного зала и ещё одно новшество – специальные «кармашки» для подключения телевизионных камер. Великолепно отделаны интерьеры зала, сценический проём окаймлён выпуклой окантовкой, символизирующей бегущие волны, сшита шикарная одежда сцены.
Помимо двух роялей – Steinway & Sons и Yamaha, одним из главных достояний большого зала является уникальный электронный орган «Renaissance by Allen», который появился в нашем зале в 2002 году.
Электронный по своей природе, он не уступает лучшим органам мира, ведь его звучание состоит из записанных «голосов» настоящих органов. Более 100 различных звуковых комбинаций может воспроизвести Хабаровский орган.
Американская компания «Allen organs» произвела 70 тысяч органов для жителей семидесяти государств всех континентов. Для Хабаровска фирма установила первый в России электронный орган, сделанный специально для концертного зала, а не для собора или костёла. Около ста человек различного профиля из города Аллентаун (штат Пенсильвания) вручную собирали для нас этот орган. От того, кто пилил дерево, как высушивал его, кто делал кнопочки и клавиши, зависит звучание инструмента. По богатству тембров наш орган по своей природе не уступает лучшим инструментам мира. Кстати, лицо симфонической музыки США – национальный оркестр из Цинциннати (штат Огайо) использует такой же орган, какой звучит в Хабаровске.
Зарубежные настройщики, которые прибыли в Хабаровск, ввели в электронный орган массу современных музыкальных новшеств. К примеру, играет исполнитель бессмертные произведения Баха, нажимает клавишу, и орган звучит так, как это было в XIII веке, при великом композиторе. Через две минуты переходит к другим нотам – и тут же переносит слушателя в настройку органа того времени.
Одним словом, орган ХХI века в своём развитии превзошёл своих предшественников и сегодня даёт возможность услышать слияние звучания многих органов во всем мире.
Настройщики «Allen organs» летают со специальным звукозаписывающим оборудованием по многим странам мира. Через микрофон они записывают звук, воспроизводимый «живым» органом, а потом заводят в процессор. На «плёнке» слышится реальный звук трубы, помещённый на жёсткий диск компьютера. Такой чип вставлен в хабаровский орган. На самом деле, на заводе «Allen organs» не различают, электронное у органа звучание или оригинальное. Они говорят, что электронный орган тоже подлинный.
Впрочем, оценить всё по достоинству вы можете, посетив органные концерты в стенах Хабаровской краевой филармонии.
Орган восхищает богатством красок в руках мастеров-исполнителей, участников концертов и фестивалей органной музыки, таких как: Тарас Багинец (Екатеринбург), Хироко Иноуэ (Япония) Жан-Люк Теллен (Бельгия), Хансйорг Альбрехт (Германия), Владислав Муртазин (Башкортостан, Уфа), Даниэль Зарецкий (Сакт-Петербург), Алексей Шмитов (Москва) Ив Куэно (Франция), Роджером Сэйером (Великобритания), Даниэль Сальвадор (Испания), Егор Колесов (Санкт-Петербург), Светлана Фукрник (Москва), Александр Фисейский (Москва) и другие.