Хабаровская Краевая Филармония - официальный сайт
Касса: 31-63-68

Ансамбль камерной музыки "Глория". Хабаровские вести

Это нужно услышать

Десять лет назад в Хабаровск из Москвы приехала выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных скрипачка Юлия Николаева. Свою карьеру она начала в ансамбле камерной музыки «Глория» краевой филармонии. И уже через три года стала художественным руководителем этого известного и любимого зрителем коллектива.

Музыканты ансамбля уважают своего лидера за профессионализм и умение услышать и оценить мнение других.

— Таким коллективом легко руководить. Мы вместе обсуждаем будущие программы, все проявляют инициативу, что-то предлагают в процессе работы, — рассказывает Юлия. — У меня даже нет ощущения, что я руковожу. Просто приходит вдохновение, хочется сделать что-то новое, интересное, и мы вместе воплощаем эту идею. А вдохновение обычно возникает от уже хорошо сделанной программы. Наши постоянные зрители приводят знакомых, просят повторить какой-то концерт. Они — наш главный двигатель.

От барокко до рока

Репертуар «Глории» включает музыку различных стилей и направлений — от барокко до современной. Многие произведения впервые прозвучали на сцене в Хабаровске. И на каждом выступлении ансамбля аншлаг.

— В Москве я после занятий и репетиций обязательно ходила на концерты и впитывала все как губка, — рассказывает Юлия. — Когда вернулась на Дальний Восток, мне очень хотелось, чтобы хабаровский зритель обязательно услышал произведения, без которых, на мой взгляд, не будет полного представления о классике. Например, сценическая кантата «Кармина Бурана» немецкого композитора Карла Орфа. В столице она звучит часто, и мы обязательно познакомим с ней наших зрителей. И я знаю, что после наших концертов многие закачивают услышанную музыку себе на смартфоны и благодарят нас за то, что открыли для них что-то новое.

— Ансамблевая музыка очень ограничена в репертуаре: ее в основном писали Моцарт, Гайдн, Бетховен. Вы же постоянно удивляете новыми программами. Как находите произведения?

— Аранжировки часто создаю сама. Партитуры  для симфонического оркестра приходится переписывать для маленького ансамблевого состава. Для современной музыки их иногда еще нужно придумать — не всегда есть ноты. Это кропотливая и очень тяжелая работа, она занимает много времени. Мы исполняем, например, произведения из репертуара немецкого скрипача Дэвида Гаррэдда на совместном концерте с рок-группой The Starkillers. Готовились к нему больше полугода. Но очень хотелось сыграть эту музыку для своего зрителя. Мы рады, что этот проект понравился: нас просят повторить выступление, приглашают с ним в другие города.   

Единомышленники

Работа музыкантов в ансамбле подразумевает слаженность, необходимость слышать и чувствовать друг друга. Со своей задачей, по мнению Юлии Николаевой, ее коллеги справляются не просто хорошо:

—  Так у музыкантов сложилось: чем меньше коллектив, тем выше уровень ответственности. В оркестре одну и ту же партию играют несколько человек, ошибки менее заметны. В ансамбле слышно абсолютно каждого. Если у кого-то «дернулась» рука, то она дернется у всех. Поэтому исполнительское мастерство каждого должно быть очень высоким. А еще — чувство локтя. Не всякий музыкант может играть в маленьком коллективе.  

В нынешнем составе «Глория» выступает уже семь лет. Виолончелист Александр Картавых, пианистка Юлия Данилова, альтистка Ирина Полусмак, вторая скрипка Ольга Текшина не просто коллеги, они единомышленники и считают что ансамбль — их жизнь. И главное, абсолютно уверены друг в друге.

Как готовят праздник

Чтобы не подвести свой коллектив во время выступления, чтобы не «дернулась» рука, музыкантам приходится много работать. А это, по словам Юлии Николаевой, ежедневные многочасовые занятия:

— Преподаватели когда-то говорили нам: ты должен играть на репетиции на 200 процентов, чтобы на сцене сыграть на сто, а подводить коллег ты просто не имеешь права. Студентами мы репетировали по восемь-десять часов в день. Сейчас — пять часов ежедневно кроме одного выходного. И плюс еще самоподготовка. На концерте могут случиться какие-то неожиданные моменты: микрофон, например, отключится. Но отыграть все нужно гладко.

Когда на сцену выходят музыканты «Глории», раздаются традиционные аплодисменты, а затем по зрительному залу прокатывается шепоток: женская часть аудитории не может удержаться, чтобы тут же не обсудить костюмы и прически исполнительниц.

— С приходом Юлии Даниловой, нашей пианистки и управляющей коллективом, все отметили, что мы преобразились, — делится руководитель «Глории». — Теперь нельзя прийти на выступление просто в концертном платье, для каждого подбираем особый стиль, цвет. А еще она отвечает за наши головы! Выходить на сцену без макияжа не разрешает, а прически и укладки делает нам своими руками. Но мы только за! Для нас самих каждый концерт — это долгожданное событие и праздник. 

От пяти сердец

Каждый месяц ансамбль камерной музыки «Глория» приглашает своего зрителя на новую программу. На вопрос, какой из сыгранных концертов у музыкантов коллектива самый любимый, Юлия Николаева уверенно отвечает:

— Тот, к которому готовимся. Но все наши программы — от большой любви к какому-то произведению и своему зрителю. Никколо Паганини говорил: «Надо самому очень чувствовать, чтобы почувствовал другой». Мы вместе выбираем произведения, так что концерт рождается от пяти сердец. Тогда происходит взаимный обмен энергетикой. Нас это заряжает и вдохновляет на новые свершения.

Весной у музыкантов сразу несколько премьер. Специально для программы «Музыка из вашего смартфона» солист группы «Триумф» разучивает песни Басты. «Кармен-сюита» Родиона Щедрина прозвучит с группой ударных инструментов оркестра штаба военного округа. В мае зрители увидят литературно-хореографическую сказку «Летучий голландец» на музыку российских современных композиторов и мультфильмов Уолта Диснея.

— Там будет много мистики и немножко страшно, — пообещала руководитель ансамбля «Глория». — А в июле, в День семьи и верности, приглашаем на концерт «Любовь в сердцах».

Источник: МАУ «Хабаровские вести»