Хабаровская Краевая Филармония - официальный сайт
Касса концертного зала: 31-63-68

МУЗЫКА ВНЕ РАССТОЯНИЙ И ВРЕМЁН

Если зритель не приходит в концертный зал, то это еще не значит, что ему не интересна музыка. Если зритель не приходит в концертный зал, то это нередко значит, что он живет от него в десятках, а то и в сотнях километров. Если далекий зритель не приходит в концертный зал, музыка сама едет и даже нередко летит к нему.


Собственно, для того, чтобы лучшие образцы классики и художественного слова могли звучать в живом исполнении не только на большой сцене концертного зала, но и далеко от Хабаровска, с самого основания краевой филармонии существовал филармонический отдел. Его невероятная мобильность позволяла выполнять просветительскую миссию во всех уголках края. Ах, какие имена открыл он! Солисты, чтецы, музыковеды…


Композитор Юрий Владимиров и музыковед Ирина Соболевская долгое время не только руководили отделом, но и подарили слушателям немало встреч с прекрасным. Выдающийся пианист Вячеслав Соболевский тоже много отдал концертной деятельности, работая здесь. А чтецы Марк Уханов, Ирина Никифорова и Марина Кунцевич, прекрасные баянист Анатолий Затеев и аккордеонист Олег Шапов, пианисты Петр Мирский и Владимир Будников, плеяда вокалистов - Валерий Иванов, Лилия Онегина, Вероника Касьянова, Любовь Крюкова, Валерий Краюшкин, Валерий и Ольга Ткачевы, Владимир Жибоедов… Этот перечень можно продолжать и продолжать, пополняя новыми мастерами и коллективами. Собственно, жизнь это и делает. 


Филармонический концерт отличается от любого другого тем, что кроме радости встречи с искусством несет слушателям уникальное знание. Четверть века отдал этому служению камерный ансамбль «Глория». «От барокко до рока» - это не только название одного из успешных проектов коллектива, но и суть его репертуарной политики. К примеру, тот же Вивальди в исполнении музыкантов может звучать и академично, и в совершенно неожиданной современной трактовке.


- У нас сейчас много концертов, и мы хотим постоянно удивлять публику, радовать ее новинками, давать ей возможность узнать особенности наших инструментов, те или иные имена, - говорит художественный руководитель «Глории» Юлия Николаева. - Слушатели сами выбирают, чему отдать предпочтение: нашим экспериментам на стыке с роком или поп-музыкой или проверенной временем классике.


Концертная площадка «Глории», как и практически всех филармонических коллективов, - весь край. В прошлом году, например, благодаря гранту Министерства культуры Российской Федерации филармонии удалось осуществить крупнейший просветительский проект - «Высокая классика на берегах Амура». В течение двух месяцев встречи с исполнителями стали возможны для жителей 17 населенных пунктов края - от Бикинского и Вяземского районов на юге до Охотского и Николаевского на севере.


- Наши коллективы везли не какие-то упрощенные, а полноценные программы, - рассказывает руководитель творческого объединения «Солисты филармонии» пианист Василий Захаров. - Среди слушателей были люди, которым впервые довелось видеть и слышать живое исполнение классической музыки. Но у нас не было ощущения, что они не готовы ее слушать: и Моцарт, и Вивальди, и Чайковский, и другие великие композиторы - они не могут не трогать сердце. И география тут совершенно ни при чем.


На концертах не только исполняют музыку, но и рассказывают о композиторах. И это настоящие истории о жизни великих людей, которые понятны всем. Музыка делает их еще более близкими, независимо от страны и времени. Ведь ей перевод не нужен.


Для многих встреча с артистами из краевой филармонии оказывается настоящим чудом. Юлия Николаева вспоминает, например, как во время недавней поездки в Солнечный район пожилая жительница поселка Горный поблагодарила музыкантов за удовольствие и добавила: «Я ведь сколько живу, а скрипку-то впервые вижу!».


- Помню, как ездил по БАМу, - вспоминает художественный руководитель краевой филармонии пианист Владимир Будников. - Февраль, ужасный холод! На концерте в одном из поселков зрители расположились одетые. У меня большая серьезная программа: Бетховен, Рахманинов. Кто-то из организаторов советует - мол, играйте побыстрее, а то люди замерзнут, мне под руки с обеих сторон поставили по калориферу. Смех  смехом, но концерт состоялся! И зрители были нам благодарны.


Исполнители признаются: в такие моменты очень остро чувствуют, насколько они желанные гости, как нужны людям такие встречи с прекрасным. Для кого-то подобные события становятся первым серьезным шагом в мир искусства.
Эти шаги артисты Хабаровской краевой филармонии помогают делать не только землякам - им рады и в других областях и краях Дальнего Востока и даже за границей. В качестве таких «уроков» можно не сомневаться: артисты филармонии успешно участвуют в различных фестивалях и конкурсах. Только в минувшем году они записали в свой актив Международный фестиваль русской культуры в Японии, VIII фестиваль «Покровская осень» в Новосибирске, XXIX Международный фестиваль «Баян и баянисты» в Москве, фестиваль «Апрельская весна» в КНДР, XXV Дальневосточный конкурс вокалистов «Голоса Приморья» и другие. Буквально три недели назад с почетным званием лауреата второй премии в проходившем во Владивостоке Х Международном конкурсе молодых исполнителей «Музыкальный Владивосток - 2018» вернулись солистка филармонии, вокалистка Анастасия Корниенко и концертмейстер Василий Захаров.


Едва ли не самый желанный зритель филармонических коллективов - дети. Ансамбль камерной музыки «Аллегро» (руководитель Оксана Злобина), например, детскую аудиторию считает своей основной. Артисты - желанные гости в детских садах и школах, они рассказывают детям сказки, скрипка или виолончель участника ансамбля - то чудо, к которому ребенку по время таких встреч можно прикоснуться буквально. Частые встречи с ребятишками и у камерного ансамбля «Барокко» (руководитель Александр Павлечко).


В прошлом году силами солистов филармонии поставили настоящую детскую оперу - «Маша и медведь» Михаила Красева. В ней всё «по-взрослому»: герои, как и положено жанру, «разговаривают» ариями, но юным зрителям это понятно и интересно. А в планах новая постановка - опера «Красная Шапочка» Цезаря Кюи, истинная классика.


- С этого и начинается настоящий филармонический слушатель, - убежден Владимир Будников.


Впрочем, похоже, он начинается намного раньше - благодаря идущей уже не первый год серии концертов для будущих мам «В ожидании чуда». Факт, доказанный наукой: музыка Моцарта, Чайковского, Вивальди по-настоящему благотворно действует не только на женщину, но и на ее еще не родившегося малыша. Воистину гармония целительна! Потом эти ребятишки появляются на концертах на материнских руках. Музыканты не против: еще одно поколение слушателей подрастает…

Марина СЕМЧЕНКО.

Источник - газета "Тихоокеанская звезда"