Солистка главного театра страны Анастасия Кикоть даст единственный концерт в родном Хабаровске


Вопрос, будет ли Настя заниматься музыкой, в семье не стоял. Мама — музыковед и директор хабаровской школы искусств №7 — привела девочку на работу вскоре после ее четырехлетия. Начали с фортепиано. Параллельно Настя занималась рисованием в этой же школе. Однажды педагог по ИЗО рассказала Светлане Аркадьевне, что ее дочь практически непрерывно поет за мольбертом. Рисует и поет какие-то незатейливые детские песенки. «Мне просто нравилось петь, — вспоминает Настя. — Конечно же, в детстве я не думала об опере и не могла даже представить, что в будущем стану оперной певицей». Но все же мама организовала для нее индивидуальные занятия с преподавателем вокала.

Если ребенку что-то дается само по себе, если он занимается тем или иным творчеством с удовольствием, потому что не может иначе, — этим стоит воспользоваться. Увлечение музыкой, рисованием, танцами большинство родителей обычно рассматривают как развлечение, хобби, которые не стоит принимать всерьез и тем более в ущерб точным наукам. Но Настина мама оказалась не из их числа. В четырнадцать лет Настя выиграла очередной городской музыкальный конкурс и пришла с мамой в Хабаровский колледж искусств. Атмосфера этого средоточия музыки захватила ее с первых шагов по коридорам учебного заведения.


— Я помню, как мне безумно понравилось то, что происходило в колледже, сам процесс обучения, на всех этажах звучала музыка, в одном кабинете кто-то пел, в другом играли на фортепиано, — вспоминает Анастасия. — На оперный вокал студентов брали с восемнадцати лет, но мой педагог Эржема Ким, которая в итоге подарила мне это счастье — быть оперной певицей, решила рискнуть. После девятого класса я ушла из школы и поступила в колледж. Это было совершенно волшебное время, другая культура, другая жизнь и состояние души.


Каждый год на зимних каникулах Анастасия выступала на малой сцене Концертного зала Хабаровской краевой филармонии. Для себя она считала эти концерты чем-то вроде творческого отчета. Такая всемерная поддержка позволила Насте набраться уверенности и поступить в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова, на курс к известной российской оперной певице Ирине Богачевой. Для Анастасии началась совсем другая жизнь, а о малой родине напоминали лишь ежегодные концерты в новогодние каникулы, уже в большом зале краевой филармонии.


Она спела знаковые для любой оперной певицы партии Татьяны и Иоланты, получала премии и предложения о гастролях на вокальных конкурсах в Вене, Берлине, Минске, на крупных российских сценах... На четвертом курсе Ирина Богачева предложила Насте попробовать себя на прослушивании в молодежную программу Большого театра.


— Я отнеслась к этому предложению с юмором, — улыбается Настя. — В Хабаровске думаешь, что ты такой один, но в Москве понимаешь, что исполнителей оперы — огромное количество.


Но в столице все же поехала. На первый тур собрались около 140 соискателей со всей страны и из бывших союзных респуб-лик. Комиссия потребовала у Насти показать паспорт — не верили, что девушка в 23 года может исполнять программу такого высокого уровня. Она спела, не услышала каких-либо конкретных мнений и отправилась паковать вещи. Уже были куплены билеты — Анастасия вместе с мамой собиралась в отпуск, как вдруг ее пригласили во второй тур. Когда Настя допела свою программу и собиралась выйти из кабинета, планируя ехать на вокзал за билетом в Питер, управляющая творческими коллективами оперной труппы Большого театра Маквала Касрашвили загадочно улыбнулась и сообщила, что ждет ее завтра в концертном платье на сцене Большого, на третьем, заключительном туре. Так Настя попала в семерку лучших молодых вокалистов, которые теперь представляют главный театр страны перед всем миром.


Пожалуй, самым важным на сегодняшний день событием в своей творческой жизни Анастасия называет знакомство с великой российской певицей Галиной Вишневской. Насте посчастливилось успеть принять участие в последнем прижизненном Международном конкурсе оперных артистов легендарной примадонны и получить там вторую премию — первая премия среди женщин никогда не присуждается, потому что первая всегда сама Галина Вишневская.


— Я мечтала, чтобы она меня услышала, — признается Настя. — Потом будут еще конкурсы, но это будут конкурсы имени Галины Вишневской, ее памяти, но уже без нее самой. Вручая премию, она потрепала меня за щеки и сказала: «Молодец, девочка». Это для меня наивысшая похвала и огромное счастье. Огромная честь стоят на сцене рядом с ней — хрупкой, маленькой, но с очень волевым характером, настоящей примадонной, женщиной, на которую надо равняться. Я помню наш последний разговор, она сказала: «Нужно всегда петь для Бога, он все видит и знает. Я хочу, чтобы вы, выходя на сцену, пели сердцем».


Анастасия Кикоть уже второй год состоит в молодежной оперной программе Большого театра, а прошлым летом впервые участвовала в создании спектакля от нуля до премьеры. В «Чародейке» она исполняет партию Полины, подруги главной героини, почти весь спектакль находится на сцене. Каждый день Настя не устает радоваться тому, как сложилась ее жизнь, черпать счастье из того источника, что предоставляют ей талант и воля к новым свершениям. Вместе с тем она не ждет, что мир прогнется под нее, но помогает судьбе сама. У Насти есть секретный блокнотик, куда она дописывает новые ступеньки своей творческой карьеры, на которые предстоит шагнуть, ставит напротив записи звездочку. Когда очередная высота взята, Настя ее закрашивает и рисует новую. И конечно же сейчас у нее есть повод для закрашивания очередной звездочки. Недавно она выиграла контракт на участие в десяти спектаклях Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, где собирается исполнить давнюю мечту — партию Мими в опере Пуччини «Богема».


 23 января, артистка Большого театра России, юная, но уже весьма титулованная оперная певица Анастасия Кикоть выступит перед своим родным хабаровским слушателем в большом зале краевой филармонии. Русские романсы Чайковского и Рахманинова, зарубежные арии Верди и Моцарта в исполнении Анастасии позволят каждому, кто придет на концерт, хоть слегка прикоснуться к настоящему оперному пению, к творческому потенциалу главного театра страны, услышать Большой на хабаровской сцене.


Елена РОМАНОВА

22.01.2013 г. газета "Приамурские ведомости"

ЛФА,
оформить заказ