«Пять великих скрипок» Дмитрия Когана начали свое путешествие в Хабаровском крае


Свое приветствие к хабаровчанам Дмитрий Коган начал с традиционного заверения о том, что Хабаровск ­ его любимый город. Это признание для Когана ­ не штамп и не заигрывание с публикой. Один из самых талантливых и востребованных скрипачей мира уже стал для нас почти земляком. В последнее время он бывает здесь все чаще.

Я очень рад оказаться опять в моем любимом Хабаровске, это мой родной город, ­ признается музыкант. ­ Я рос в хабаровской краевой филармонии, с тех пор как десять лет назад приезжал с первыми гастролями. Счастлив, что имел творческое общение с маэстро Виктором Тицем, который тогда руководил Дальневосточным симфоническим оркестром. Это было время, когда культура в стране гибла, а Тиц держал высокую планку. Сейчас у меня прекрасные отношения с руководством филармонии, губернатором Хабаровского края, а министра культуры Александра Федосова я считаю одним из лучших министров страны. Безумно люблю вашу публику, чувствую себя здесь как дома.

  Нынешний проект Когана представляет собой концертную программу, в двух отделениях которой Дмитрий поочередно играет на пяти инструментах работы лучших мастеров прошлого. Уникальное путешествие великих скрипок началось с Хабаровска неслучайно. Идея этого беспрецедентного проекта зародилась здесь, за столиком кафе хабаровского аэропорта. Директор краевой филармонии Александр Емельянов провожал Дмитрия после его гастролей в дальневосточную столицу со скрипкой «Робрехт» 1728 года, работы итальянского мастера Джузеппе Кварнери дель Джезу, которую для Фонда поддержки уникальных культурных проектов им. Когана накануне приобрел его соучредитель бизнесмен Валерий Соловьев за одиннадцать миллионов долларов. В разговоре музыканта и директора мельнула мысль ­ а почему бы не замахнуться еще выше, и не привезти хабаровской публике, которую Дмитрий так ценит, еще несколько уникальных инструментов?

  Меньше чем через год Коган вернулся к нам сразу с пятью скрипками, каждая из которых стоит от 350 тысяч до одиннадцати миллионов долларов. Кроме уже известного хабаровчанам «Робрехта», в концерте участвуют инструменты работы Амати, Страдивари, Гваданини и Вильома, предоставленные частными коллекционерами из Швейцарии, Англии, Финляндии и Италии. Но ценность их для поклонников классической музыки, конечно же, заключается не в финансовом эквиваленте. Звучание каждой из скрипок великих мастеров кремонской школы, по словам Дмитрия, несравнимо с самыми дорогими и профессионально сделанными инструментами современности. При этом музыкант не выделяет среди них личных фаворитов.

   Вопрос, какая из скрипок мне больше по душе, провокационный, ­ замечает Дмитрий. ­ Они все потрясающие, все любимые. Пять таких великих скрипок в одном концерте ­ это ответственность, честь, и очень трудно. А еще ­ они ревнуют друг к другу. Помню, отыграл последний концерт на Гварнери, она в тот день звучала особенно прекрасно, и тогда же мне прислали Страдивари для этого проекта. Поиграл на Страдивари, потом взял Гварнери ― и она заглохла. Потом, правда, привыкла и опять раскрылась. Хочу, чтобы каждый зритель сам выбрал для себя любимый инструмент.

  За день до концерта в фойе краевой филармонии открылась выставка, где под стеклянными коробами в окружении внушительной охраны покойно лежали пять старинных скрипок. Гости выставки не расставались с фотоаппаратами, чтобы запечатлеть неповторимые кадры. Внешне скрипки выглядят почти одинаково за исключением мелких деталей. Но уже на следующий день слушатели филармонии убедились, что каждый инструмент обладает своим особенным звучанием, различимым даже уху непрофессионала.

  Для того мы и придумали этот проект ­ чтобы несведущие люди, обычные слушатели, почувствовали разницу в звучании разных скрипок, ­ объясняет Дмитрий. ­ Я знаю, что хабаровская публика ­ понимающая, она осознает уникальность момента.

  По утверждению специалистов, Страдивари в своих инструментах ближе всех подошел к природному тембру человеческого голоса, работы Амати отличает нежный, звенящий и удивительно певучий серебристый звук, а Гварнери, наоборот, сильный и густой. Звук скрипок Гваданини характеризуется исключительным благородством, полнотой и углубленностью. Пятая из привезенных Коганом скрипка - работы Жана-Батиста Вильома, получившего прозвище «великий имитатор» за то, что присваивал авторство некоторых своих инструментов более известным мастерам, также обладает сильным и ярким звуком.

  Программа концерта была подобрана специально под эти инструменты. В первом отделении в исполнении Амати звучат старинные произведения ― ровесники этой скрипки, а Страдивари и Гварнери играют близкую к ним романтику. Во второй части знаменитые «Времена года» разделены на четыре сезона ­ четыре разных скрипки.

 По словам Дмитрия Когана, такого концерта, на протяжении которого в одних руках поочередно звучат пять разныхинструментов, еще никто в мире не давал. Известны лишь случаи, когда в течение одной программы несколько исполнителей играли на скрипках разных великих мастеров.

 Безусловно, это событие станет запоминающимся для хабаровских любителей музыки. Но, конечно же, они не будут единственными удостоенными такой чести. Из дальневосточной столицы Коган со своей бесценной коллекцией отправился в Комсомольск-на-Амуре, а далее ­ еще по четырем городам России. 1 декабря проект завершится в Москве, большим сольным концертом Дмитрия Когана в Доме Пашкова. А в апреле возобновится уже в других городах России, и возможно, зарубежья.

  Дмитрий Коган еще обязательно вернется в Хабаровск. Кто знает, что он привезет нам в следующий раз? Каждый визит артиста кажется таким коротким, его всегда мало. Но Дмитрий отвечает на это: «Я не сторонник перекармливания чем-либо, предпочитаю дозированность, в том числе и собой». И добавил, что в этом случае каждый его приезд будет желанным и долгожданным. Конечно, сложно придумать, чем после «Пяти великих скрипок» еще больше удивит нас Коган. Но отчего-то верится, что это будет очень интересно, как и всегда.

Елена РОМАНОВА

газета "Приамурские ведомости"

7 ноября 2012 год


ЛФА,
оформить заказ