22.09 ПОДАРОК МАЭСТРО И ЕГО ОРКЕСТРА.


  21 сентября Дальневосточный академический симфонический оркестр открывает свой 77-й сезон. Дирижировал им будет Илья Дербилов, художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Но... в последний раз, по крайней мере, в этом сезоне. 

Слухи о том, что нас покидает Илья Дербилов, циркулируют в Хабаровске с июня. Как же обстоят дела на самом деле? 
Об этом мы узнали от самого Ильи ДЕРБИЛОВА.

- Илья Николаевич, слухи о вашем отъезде не преувеличены?


- Это не слухи. Для меня это было абсолютно осознанным решением. Я даже готов был предложить себе достойную замену, прекрасного дирижера, которого видел своим преемником - Дмитрия Руссу из Санкт-Петербурга. Но впоследствии я понял, что назначать себе преемника некорректно. Поэтому я считаю совершенно справедливым решение, к которому пришло министерство культуры Хабаровского края. Был приглашен Анатолий Максимович Лапунов, заслуженный деятель Рес­публики Беларусь, художественный руководитель Хабаровского музыкального театра. Это очень грамотный, профессиональный музыкант. 

- Вы с ним встречались?

- Да, мы встречались в прошлом сезоне. Встретились и сейчас - уже как с будущим руководителем симфонического оркестра. Говорили об оркестре, о его перспективах, планах. 

- Наверное, оркестр для дирижера все равно, что класс для классного руководителя. Что испытывает руководитель, передавая класс своему преемнику?

- Я передаю свой «класс», свой оркестр с чувством благодарности и одновременно глубокой грусти. С этими людьми срастаешься, они становятся тебе семьей. Те сложности, которые были, стираются. Ведь в памяти остается только хорошее. Когда приезжал Юрий Башмет, он сказал: «Я не знаю, как вам удалось завоевать у музыкантов такое доверие. Их доверие подтверждается тем, что они полностью выкладываются». Я не допускал, чтобы люди работали вполсилы. Как это получалось? По-разному. Увещеваниями, профессиональными замечаниями. Я могу сказать, что каждый из музыкантов отдавался работе в меру своих сил до конца. Поэтому к оркестру у меня исключительно теплые слова благодарности и надежды на будущие возможные встречи. 

- Когда составлялась программа на этот сезон, вы уже знали, что уедете?

- На тот момент не знал. Когда предложение поступило в марте, я, честно говоря, колебался. Я очень долго думал. Была идея остаться еще на год и подобрать смену. Но работать, зная, что ты через год уйдешь - это неправильно. Поэтому я принял такое решение. Может быть, оно для многих было неожиданным. Но оно и для меня было неожиданным. Я никогда ничего не загадываю. Так складыватся, так Бог ведет. И вся моя жизнь не запланирована на много лет вперед. Все складывалось так, как складывалось. 

- Куда вас пригласили работать?

- Я буду дирижером в Академической капелле им. Глинки в Санкт-Петербурге. Кстати, хор капеллы приезжает в Хабаровск уже в октябре. Я не уверен, что приеду с ним, т.к. буду репетировать с оркестром, который остается в Петербурге.

- Вы ведь там уже работали?

- Я был хормейстером. Почему меня заинтересовало это предложение? У меня будет возможность работать и с оркестром, и с хором. Когда обговаривались условия, я просил об этой возможности. Это колоссальная ответственность и колоссальная нагрузка, но это также интересно для дальнейшего творческого роста. Для того, чтобы расти, совершенствоваться, нужно иметь компетентный взгляд со стороны, конкурентную среду, людей, которые дышат тебе в спину и этим стимулируют развиваться дальше. 

- Вы говорите, что вас как будто что-то ведет по жизни. Так же было и с предложением поехать дирижером в Хабаровск?

- Конечно. Мой учитель, Владислав Александрович Чернушенко, руководит капеллой с 1974 года. Хабаровск очень часто фигурировал в наших с ним разговорах. Он прекрасно помнил, как хор капеллы приезжал в Хабаровск во время турне по всему Дальнему Востоку. В Хабаровске Владислава Александровича поразил симфонический оркестр. Когда хор вышел к оркестру (он исполнял как раз «Реквием» Моцарта, который везут в Хабаровск этой осенью), хористы начали перешептываться: «Что это за оркестр?» Настолько оркестр был хорош. Этот случай Владислав Александрович часто вспоминал. Он организовал Хабаровскому симфоническому оркестру гастроли в Центральную Россию. 

Однажды я пришел на урок к Владиславу Александровичу, и он рассказал, что в ректорат консерватории пришло письмо из Хабаровска о том, что требуется главный дирижер, объявлен конкурс. Он мне сказал: «Илья, мне кажется, вам надо попробовать. Вам нужно отрываться от семьи, от корней для того, чтобы начать самостоятельную деятельность на этом поприще». 

- Вы родились в Санкт-Петербурге?

- Я родился в Киеве, а в Питере живу с семи лет. Поэтому хотя мне очень нравится Хабаровск, не буду лукавить и говорить, что не хочу уезжать. Люди, с которыми меня связывает Санкт-Петербург, - это вся моя жизнь. Это мама, бабушка с дедушкой, мои учителя, которых я очень ценю. Это люди, которые болеют за меня и все это время ждали, когда я вернусь.

Хотя меня действительно здорово поддерживали, в Хабаровске для меня были открыты все двери. Это почетно, приятно, но заслуженно ли? Я прекрасно оцениваю свой возраст, свои личностные и музыкантские качества. Мне еще расти и расти. А для этого нужно иметь людей, которые помогут в этом росте. Я сделал этот выбор. Хотя, возможно, буду жалеть. 

- Сколько лет вы проработали в Хабаровске?

- Пять лет. 

- Есть ли в Хабаровске места, которые вы особенно полюбили?

- Да, я очень люблю Уссурийский бульвар. В последнее время я ходил на работу пешком по бульвару. Очень люблю Волочаевскую улицу. С большой теплотой отношусь к прудам. Люблю дендрарий, это для меня родное место. 

- Если оглянуться назад, что вы приобрели за годы работы с Дальневосточным симфоническим?

- Я вспоминаю себя «желторотым птенцом» - по своим эмоциям, незрелости. Это как первый бал у Наташи Ростовой - вот она вбежала, увидела, очаровалась, удивилась... А потом постепенно началось взросление. Конечно, удалось столкнуться с разными ситуациями - и жизненными, и профессиональными. Чего стоит работа с солистами? Каждый раз идешь на встречу с огромным волнением. 

Три года назад, когда приезжал Дмитрий Хворостовский, было очень трудно. Потом приехал Башмет, работа с ним была проверкой на профессионализм. Денис Мацуев - новые эмоции, новые волнения.

Каждая программа, которую я брал на протяжении пяти лет, наверное, повторилась на 10 процентов. А для меня каждое произведение было новым испытанием. Нужно было находиться в определенном тонусе, давать себе отчет, что ты делаешь.

- Есть ли традиция прощания дирижера со своим оркестром?


- Традиций нет. С дирижерами прощаются по-разному. Иногда говорят: «Спасибо» и не продляют контракт. Бывает, что дирижера просят остаться. И тогда самое главное, как мне кажется, дать понять, что это не бегство, не слабость, ни в коем случае, не поступок, который ты делаешь в раздосадованном состоянии.

Я бы, наоборот, хотел сказать «огромное спасибо» всем тем людям, которые меня окружали все это время, начиная от музыкантов оркестра, заканчивая руководством филармонии, министром культуры Александром Федосовым, людям, которые искренне помогали мне и дали раскрыться. Я всегда старался сделать все, что мог сделать. Я был верен оркестру. 

Марина ЛИТВИНОВА. 

"Тихоокеанская звезда" 22 сентября 2012 г.

ЛФА,
оформить заказ