Хабаровская Краевая Филармония - официальный сайт
Касса: 31-63-68

История

Хабаровская краевая филармония является старейшей профессиональной концертно-исполнительской организацией на Дальнем Востоке России. Вот уже более 80 лет она формирует культурную среду региона, развивает и приумножает его культурные традиции.

Истоки: 1895-1938

Перелистывая страницы истории филармонии, невозможно оставить без нашего внимания значительный исторический период конца XIX – первой трети ХХ веков, предшествующий ее рождению. История филармонии тесно связана с историей здания Военного (офицерского) собрания Хабаровска, в котором ныне расположен Концертный зал филармонии. Примечательно, что это здание – одно из первых кирпичных зданий города, расположенное в культурно-историческом центре краевой столицы, в одном из самых живописных ее мест, – было построено для Военного собрания еще в 1884 году по проекту инженера В. Мооро. Его можно смело назвать очагом культурной жизни города. Здесь проводились первые концерты гастролирующих и местных музыкантов, проходили балы, ставились любительские спектакли, устраивались художественные выставки, музыкальные вечера и встречи, среди которых, например, визит А. П. Чехова в 1890 г во время его путешествия на Сахалин.

В 1897 г. в здании Военного собрания по личному приглашению генерал-губернатора С. М. Духовского с огромным успехом прошли  концерты всемирно известного пианиста А. Контского, ученика самого Л. ван Бетховена. Нам, музыкантам, особенно дороги воспоминания и впечатления от Хабаровска тех лет, принадлежащие знаменитому русскому композитору ХХ века С. С. Прокофьеву, посетившем наш город в 1918 году по дороге в Америку. В его дневниках мы читаем: «Думал ли я, что когда-нибудь попаду в Хабаровск? А между тем Хабаровск оказался премилым городом с красивыми домами и с поэтическими скверами на высоком берегу Амура, такими завлекательными для гимназических романов. Склад жизни патриархальный, а настроения – контрреволюционные» (С. Прокофьев. Дневники. Т. 1. 22 мая 1918 г.)». И еще одно – неожиданно поэтичное и дорогое сердцу каждого дальневосточника: «[…] поразительно ярка здесь зелень и голубые горы. Говорят, что такие краски – лишь на девственной почве» (там же. 21 мая 1918 г.)».

Музыкальная жизнь Хабаровска формировалась по столичному образцу. Большой резонанс у любителей музыки вызывали выступления музыкантов-гастролеров из центральной России и мировых знаменитостей. Культурная жизнь Хабаровска в конце XIX – начала ХХ веков отличалась и активностью самих горожан. В стенах Военного собрания  в 1896 г. организовывало свои концерты Общество любителей сценического и музыкального искусства Хабаровска. С 1901 г. в здании Общественного собрания (ныне здание ТЮЗа, примыкающее к административному зданию филармонии на ул. Муравьёва-Амурского), начинает свою деятельность Хабаровское литературно-музыкально-драматическое общество (ХЛМДО), силами которого ставились сцены из опер Э. Направника, П. Чайковского и других отечественных композиторов. Большой популярностью пользовались и выступления любительского оркестра (капельмейстер А. А. Феофилактов), имеющего достаточно высокий исполнительский уровень.

30-е годы прошлого столетия стали определяющими в области развития культурной политики молодого советского государства. Необходимость пропаганды высоких образцов мирового искусства, музыкального просвещения граждан страны Советов, борьба за качественное музыкальное исполнение привела к созданию в крупных краевых и областных центрах страны специальных концертных организаций – филармоний (по подобию столичных). Не стал исключением и российский Дальний Восток. В докладной записке секретарю Далькрайкома ВКПб Лаврентьеву от 1936 года ставится вопрос о необходимости создания в Хабаровске Дальневосточной филармонии, которая сможет реализовывать план Управления по делам искусств по организации открытых концертов. Крайне важно, что в советские годы в руководящих государственных структурах понимали роль филармонии в профессиональной подготовке музыкантов, в закреплении творческих кадров на местах, уменьшении доли гастрольных концертов. Творческие силы будущей филармонии предлагалось формировать на основе средств и штатов Радиокомитета. И в октябре 1937 г. Дальневосточное Краевое Управление по делам искусств (г. Хабаровск) издает приказ о ликвидации концертно-эстрадного сектора Музкомедии и организации концертного отдела при Краевом Управлении по делам искусств.

Преодоление: 1938 – 1947

Годом фактического рождения краевой филармонии стал 1938 год. В феврале этого года в Хабаровске была основана первая на Дальнем Востоке профессиональная концертная организация – Краевое Концертное объединение (ККО), полноправным правопреемником которого год спустя стала Краевая Государственная филармония.  Основной задачей Концертного объединения была организация концертов гастролирующих музыкантов-исполнителей, а также организация выступлений эстрадных бригад, сформированных из приехавших с Москвы и Ленинграда артистов, в самых отдаленных районах края – на Камчатке, Сахалине и Чукотке.

Важно осознавать, что преобразование прокатного гастрольного бюро в полноценную концертно-исполнительскую организацию в статусе Краевой Государственной филармонии стало возможным лишь тогда, когда было принято решение о включении в ее состав первых профессиональных коллективов – вокального и хореографического ансамблей, сформированных в результате реорганизации  самодеятельного Городского ансамбля Песни и Пляски (Приказ № 67 Хабаровского краевого отдела по делам искусств от 14 апреля 1939 года). Первый профессиональный коллектив Хабаровской краевой филармонии имел весьма широкий жанровый диапазон концертных программ (массовые песни, сольные вокальные номера, массовые пляски, акробатика, пластика, характерные танцы, художественное слово, скетчи и др.).

В афишах тех лет отражены гастроли на Дальний Восток специального ансамбля оперы, который дал свыше 70 концертов (в его репертуаре – оперы «Риголетто», «Севильский цирюльник», «Евгений Онегин», «Тихий Дон», «Травиата», др.); гастролей солиста Московской госфилармонии, пианиста В. Архангельского и выступление его бригады в городах края, полевых станах, в совхозных бригадах; концерты в Хабаровском крае ансамбля московской оперетты; лауреата 1–го Всесоюзного конкурса виолончелистов Г. Цомык; солиста Московской Госфилармонии пианиста Г. Эдельмана и многих других. ККО приглашало хабаровчан на концерты самых именитых солистов и творческих коллективов страны – Государственного камерного ансамбля народных инструментов им. В. В. Андреева, государственного джаз-оркестра Союза ССР под руководством М. Блантера и В. Кнушевицкого, Московского ансамбля цыганской песни и пляски (под руководством Марии Артамоновой) и др. Большую важность имела и просветительская работа с молодым поколением слушателей. Для них ККО организовывало концерты приезжих артистов филармоний центральной России и местных музыкальных коллективов, где звучала музыка М. Глинки, А. Даргомыжского, литературные произведения М. Горького, А. Пушкина, А. Чехова, А. Островского, В. Маяковского и др.

В начале Великой Отечественной войны концертное бюро было фактически расформировано. Приказом № 215 от 20 ноября 1941 года Краевого отдела по делам искусств Исполнительного комитета Хабаровского Краевого Совета депутатов и трудящихся Концертное объединение реорганизовано в Концертное бюро при Отделе искусств со штатом из трех человек. А в 1942 году приказом Главного Управления музыкальными Учреждениями Комитета по делам Искусств при СНК СССР от 27 апреля 1942 г. в Хабаровске было создано Дальневосточное отделение Всероссийского Гастрольно-концертного объединения (ВГКО) (с районом деятельности Хабаровский и Приморский края). На ВГКО было возложено обслуживание частей Красной Армии и Военно-  Морского флота.

Но даже в эти тяжелые военные годы концертная деятельность филармонии не прерывается. Концертными программами, в частности, широко отмечали в Хабаровске 100-летние юбилеи П. Чайковского и Н. Римского-Корсакова.

В послевоенное время в связи с необходимостью восстановления плановой концертно-гастрольной и творческо-исполнительской деятельности на территории Хабаровского края вновь остро встал вопрос о возвращении краевой филармонии самостоятельного статуса. Крайне важно, что в решении исполкома Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся от 14 апреля 1947 года «Об организации Хабаровской краевой филармонии» впервые в качестве обязательного условия отмечена необходимость «иметь в филармонии симфонический оркестр, литературно-музыкальный лекторий и четыре концертно-эстрадные бригады». Однако возобновление деятельности краевой филармонии в полном объеме стало возможно лишь в 1948 году. Приказом Краевого отдела по делам искусств исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 20 января 1948 года на базе ликвидированного Дальневосточного концертного объединения была организована Краевая филармония. Исполняющим обязанности ее директора был назначен Г. Л. Варшавский.

 

Первые художественные традиции: 1948 – 1960

Так 1948 год стал годом второго рождения Хабаровской краевой филармонии. В 1949 году Р. Д. Загорянского на должности директора сменил  Л. Б. Левантовский. Обновленная филармония продолжила основные направления деятельности Краевого Концертного объединения.

Взаимодействие с гастрольным бюро СССР давало возможность Хабаровской краевой филармонии приглашать в наш край самых именитых артистов и музыкантов. В рамках гастролей по Сибири и Дальнему Востоку в эти годы с аншлагами прошли выступления певца А. Вертинского (1950), актрисы Р. Зелёной, Народного артиста РСФСР, лауреата Сталинской премии Н. Крючкова, концерты Свердловского симфонического оркестра (1956), оркестра Новосибирской Государственной филармонии (дирижёр К. Кондрашин), солистов Большого театра и многих других.

С большими сольными концертами в Хабаровский край приезжали самые знаковые музыканты страны – Народный артист РСФСР, лауреат сталинских премий, профессор Д. Кабалевский; солист Гастрольбюро, пианист С. Нейгауз (1956); заслуженный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии, вокалист А. И. Арфенов; лауреат международных конкурсов, скрипач Э. Грач; лауреат Пятого международного конкурса им. Шопена, пианист Н. Штаркман; лауреат международного конкурса Чайковского Л. Власенко и другие. Их программы включали виртуозные произведения, нередко впервые исполненные на дальневосточной земле.

Начало деятельности главной концертной организации края в ее новом статусе знаменуется регулярными выступлениями концертных групп Хабаровской филармонии – эстрадных, эстрадно-драматических и других коллективов. Концертные бригады выезжают в самые отдаленные районы края и всего Дальневосточного региона, где на импровизированных, порой наскоро сколоченных эстрадах проводили концерты в леспромхозах, на рыбзаводах, на сельских станах, на палубе пароходов и т.п.       

В 1954 году художественным руководителем филармонии назначен П. А. Мирский. А через 2 года, в 1956 году, художественным руководителем филармонии стал В. Г. Чернин, внесший большой вклад в развитие филармонического отдела главной концертно-исполнительской организации края.

Одним из первых творческих коллективов филармонии стал литературно-музыкальный лекторий, организация которого приходится на начало 1950-х годов. В его становлении деятельное участие принял художественный руководитель филармонии В.Г.Чернин. Долгое время руководителем лектория был композитор Ю.Я. Владимиров. Лекторий реализовывал, в первую очередь, просветительские задачи – проводил регулярные лекции-концерты, концерты-беседы («Как слушать и понимать музыку», «Музыка республик СССР», «Музыка советского кино», «Предшественники и современники М. Глинки», «Гоголь в музыке», «Русская советская опера», монографические программы, посвященные творчеству одного композитора и др.).

Активное развитие молодой творческой организации привело к тому, что в 1956 году количество филармонических концертов превысило число концертов гастролирующих артистов и коллективов. В Хабаровской филармонии был к тому времени представлен весь основной жанровый спектр филармонических концертов – симфонических, эстрадных, хоровых, вокальные, проводились лекции-концерты, концерты-беседы, исполнялись сольные и ансамблевые программы.

В конце 50-х годов на работу в филармонии  приезжает выпускник Одесской консерватории, пианист В.Л. Соболевский – музыкант, которому суждено стать знаковой фигурой в ее истории. 

Наличие профессиональных музыкантов позволило исполнять новые, ранее не звучащие произведения. Именно эти годы стали премьерными для музыкальных сочинений дальневосточных композиторов – Ю. Владимирова, П. Мирского, Г. Угрюмова, Н. Менцера и др. На их авторских концертах были заняты лучшие исполнительские силы филармонии. Нередко в этих программах принимал участие оркестр радиокомитета.

Все чаще в прессе и служебных записках отрасли звучат предложения об активизации симфонической деятельности в нашем крае, о возможности гастрольной оркестровой деятельности по Дальнему Востоку. Так готовилась почва для последующего включения этого оркестра в состав Хабаровской краевой филармонии.

В эти годы закладывались основные традиции Хабаровской филармонии усилиями первых филармонических коллективов и солистов, таких как Л. Базарный, П. Мирский, А. Демидов, Е. Левенцева, Т Корчиц, В. Вевера, В. Генилевич, Л. Файн-Боярова, Ю. Лепко, А. Кунгуров, Е Кичатенко, А Крючков, И. Каленый; лектора-музыковеда Я. Константиновского; бригад под управдлением Красавина, Михеева, Зарха, Шага, Максимова, Ильяшевского, Ядова, Бояровой и многих других.

Симфонический прорыв: 1961 – 1977

В 1961 году приказом Министерства культуры РСФСР оркестр хабаровского Радиокомитета вошел в состав филармонии. Это событие стало началом нового творческого этапа в истории Хабаровской филармонии и академической музыки на Дальнем Востоке.

В период 1962–1974 директором Хабаровской краевой филармонии был В. Романов. По состоянию на 1964 год в её составе действовали несколько творческих коллективов – симфонический оркестр, Музыкальный лекторий, Детский музыкальный лекторий, 11 эстрадных бригад, 2 детские кукольные группы. Творческий коллектив филармонии активно пополнялся молодыми, энергичными, талантливыми выпускниками ведущих консерваторий страны – Московской, Киевской, Одесской, Новосибирской и др.

1965 год знаменуется первым гастрольным туром симфонического оркестра филармонии – единственного профессионального симфонического коллектива региона – по областям, районам и городам дальневосточного региона. География его гастролей по Дальнему Востоку впечатляет нас даже сегодня: Сахалинская, Амурская области, Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Камчатка и Магадан, Забайкалье и др. Концертный сезон 1965/1966 годов и начало активной гастрольной деятельности первого на Дальнем Востоке симфонического оркестра отмечен присвоением ему приказом Министерством культуры РСФСР собственного имени – Дальневосточного симфонического оркестра (ДВСО).

Обретение оркестром статуса филармонического коллектива дало не только мощный толчок для популяризации классического музыкального искусства в регионе, но и значительно активизировало композиторское творчество на Дальнем Востоке. В январе 1961 года было создано Дальневосточное отделение Союза композиторов (СК), с которым Хабаровскую краевую филармонию связывает многолетнее плодотворное сотрудничество. Его председателем стал известный дальневосточный композитор Ю. Владимиров, работавший и в музыкальном лектории филармонии. На пленумах Дальневосточного отделения СК в исполнении ДВСО впервые прозвучали новые произведения дальневосточных композиторов А. Яковлева, Н. Менцера, Ю. Владимирова, П. Мирского, В. Румянцева, Г. Угрюмова и др.

Трудно переоценить и вклад в развитие филармонических традиций тех лет коллектива литературно-музыкального лектория. Только за один 1964 год ими было проведено 188 концертов (из них 62 – детских) на концертных площадках Хабаровска, Комсомольска, Биробиджана, Бикина, Облучья, Хинганска, Кульдура и др. городов, обслужено 56000 слушателей, из них – 17000 школьников.  Сегодня приходит понимание значимости деятельности музыкантов лектория и в деле развития исполнительских и просветительских традиций Дальневосточного региона, поскольку в их программах нередко звучали произведения современных композиторов тех лет, музыка композиторов национальных республик – Прибалтики, Грузии, Азербайджана, велась активная пропаганда творчества дальневосточных композиторов.

В 1965 г. художественным руководителем Хабаровской краевой филармонии стал К. А. Никитин.

Абонементные формы концертной работы, активно развиваемые руководством филармонии, были не только в музыкальном лектории. Большим интересом со стороны слушателей отмечены и абонементы ДВСО, пропагандирующие лучшие образцы мирового музыкального искусства. На базе ДВСО по инициативе его главного дирижера В. Тица был организован Камерный оркестр (1967), получивший позднее название «Серенада». Основными задачами этого мобильного творческого коллектива стало знакомство дальневосточников и зарубежных слушателей с камерным оркестровым репертуаром, а также значительное расширение географии гастролей хабаровских музыкантов.

В 1974 году филармонию возглавил Н. Больбат (1974–1976). На этом посту в 1976 году его сменил Б. Шнейдер. В конце 70-х годов пост художественного руководителя филармонии  занимает заслуженный артист РСФСР В.Л. Соболевский. Более 40 лет прослужил он в Хабаровской краевой филармонии, более двадцати из них – ее бессменным художественным руководителем. Его большой музыкально-исполнительский опыт и мудрость руководителя позволяет ему многие годы активно участвовать в становлении и развитии традиций Хабаровской краевой филармонии.

Именно в эти годы были заложены основные направления филармонической деятельности, формировались формы и жанры концертной работы – по образцу академических филармоний центральных городов страны. Найдя отклик в сердцах наших слушателей, на дальневосточной земле прочно «прижились»  такие жанры, как литературно-музыкальный спектакль, концерт-очерк, концерт-лекция, концерт-вальс, авторские концерты хабаровских композиторов и др.

Продолжая традиции, филармония организовывает концерты в Хабаровском крае композитора Н. Ракова (авторский концерт 1963 года), лауреата международного конкурса Г. Аксельрода (фортепиано), венгерского оркестра под руководством Й. Печи, профессора Московской государственной консерватории М. Юдиной, Лауреатов международных конкурсов М. Воскресенского, В. Малинина, В. Климова, Т. Николаева и многих других. На их концертах хабаровчане и жители края могли услышать не только прославленные шедевры музыкального искусства, но и редко исполняемые в те годы произведения И. Стравинского, П. Хиндемита, Н. Метнера и др.   

Официальный слог протоколов и документов той поры, хранящихся в архиве, лишь подчеркивает кипучую филармоническую деятельность. По состоянию на 1 февраля 1965 года состав коллективов и эстрадных групп включал ДВСО, музыкальный лекторий, детский музыкальный лектории, Трио баянистов, литературный театр «Живая книга», 11 эстрадных коллективов. За этим «сухим» перечнем стоит напряженная творческая работа огромного филармонического коллектива, развивающего прежние и закладывающие новые традиции музыкальной культуры российского Дальнего Востока.

В филармонии в составе лектория работают Л. Онегина (меццо-сопрано, прима Минской оперы, приехавшая в эти годы в Хабаровск), И. Никифорова (художественное слово), В. Рубан (лирическое сопрано), Ю. Тихоненко (фортепиано), музыковед Н. Соломонова и мн. др. С сольными программами в те годы на сцене филармонии выступают и солисты филармонии (пианист В. Соболевский), и артисты лектория.  Доброй традицией становится сотрудничество этих артистов с ДВСО –В. Соболевского, Л. Онегиной, В. Иванова и др.

Хабаровская краевая филармония в те годы еще не имела своей стационарной концертной площадки. Выступали в районных и городских Домах культуры, в вузах, техникумах и школах, концерты приглашенных знаменитостей академического искусства проходили на сцене Хабаровского театра музыкальной комедии. Столь активная и разнообразная деятельность филармонических коллективов и солистов требовала огромного напряжения сил по организации репетиционного процесса, самих концертных выступлений. Потребность Хабаровской филармонии в своем Доме, необходимость обретения собственной сценической площадки становилась все острее. И в октябре 1977 года вышел долгожданный приказ Управления культуры Исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов о передаче здания театра музыкальной комедии в ведение Хабаровской краевой филармонии.

Свой дом: 1978 - 1988

Важным этапом в развитии филармонии стало обретение своей постоянной концертной  площадки – Концертного зала. И хотя приказ о передаче зала был подписан в 1977 году, еще долгие 3 года шла реконструкция и капитальный ремонт исторического памятника – здания бывшего Военного собрания. 2 июля 1980 года состоялось его торжественное открытие. Важно отметить, что с обретением своего Концертного зала стала возможной регулярная плановая работа творческих коллективов профессиональной концертной организации. В реставрации своего творческого дома артисты филармонии принимали самое активное участие. Теперь у них появились два концертных зала – большой зал и зал камерной музыки, репетиционный зал для танцевальной подготовки, где можно готовить и представлять новые концертные программы, и многое другое.

В 1978 г Хабаровскую филармонию возглавил Г. А. Потылицын – легендарный директор филармонии, руководивший ею более 20 лет.  Мудрый и талантливый организатор, он сумел создать условия для нового всплеска филармонической  жизни, а в сложные годы Перестройки не только сохранить, но и приумножить лучшие традиции хабаровской концертно-исполнительской организации.

По распоряжению первого секретаря Хабаровского крайкома КПСС А. К. Черного на базе Хабаровской краевой филармонии в 1978 был создан уникальный, единственный в своем роде филармонический коллектив – Дальневосточный песенно-танцевальный ансамбль, впоследствии получивший название «Дальний Восток». Идейным вдохновителем и организатором, первым художественным руководителем и главным дирижёром этого коллектива, сразу же ставшим знаменитым, стал заслуженный артист Тувинской АССР В. Морозов – талантливый музыкант, композитор и аранжировщик. Важнейшей миссией творческого коллектива ансамбля стало формирование и развитие дальневосточных традиций сочинения и исполнения популярной музыки и эстрадно-танцевального искусства, а также популяризация этнического искусства коренного населения нашего края. Его яркие театрализованные программы с большим успехом представляли многонациональную культуру дальневосточного региона в культурном пространстве России и зарубежья. Значительный вклад в развитие ансамбля внес и А. Миллер, возглавивший «Дальний Восток» в 1987 году.

По состоянию на 1979 г в филармонии работали 11 творческих коллективов и 1 солист. Историю филармонии в эти годы творили ДВСО, Камерный оркестр, взрослый и детский лектории, группа «Украинские характеры», ВИА «Нежность» и «Беспокойные сердца», детская кукольная группа под управлением Осина, эстрадно-цирковые группы, в числе которых группа под управлением Регер и группа «Сказка из чемодана», солист-пианист В. Соболевский и Дальневосточный песенно-танцевальный ансамбль. 

Накопленный опыт позволял Хабаровской филармонии оказываться в эпицентре самых значимых и эпохальных событий в истории отечественной музыкальной культуры. Обретение своего Концертного зала и начало нового этапа ее развития совпали с открытием в Хабаровске  выездного секретариата правления Союза композиторов РСФСР осенью 1980 года, значительно оживившего музыкальную жизнь Хабаровского края и давшего новый творческий импульс дальневосточным музыкантам. Впервые известные композиторы и музыковеды страны, специально приехавшие на Дальний Восток, обсуждали проблемы музыкальной культуры региона, знакомились с работой Хабаровской филармонии, сотрудничали с ее творческими коллективами, представляли новые произведения уже известных мастеров и еще молодых композиторов-современников, впервые исполненные на Дальнем Востоке. Особое внимание в программе секретариата было уделено произведениям композиторов-дальневосточников – Ю. Владимирова, Н. Менцера, Э. Казачкова, В. Пороцкого, прозвучавшим со сцены обновленного Концертного зала в исполнении ДВСО, солистов филармонии и музыкальных коллективов города.

В рамках знаменитого фестиваля искусств «Золотая осень» филармония организовывает в Хабаровском крае концерты Государственного ансамбля народного танца СССР (под руководством лауреата Ленинской премии И. Моисеева), проводит концерты и творческие встречи ведущих советских композиторов того времени – участников выездного секретариата правления СК РСФСР – Я. Френкеля, М. Таривердиева, Л. Лядовой, М. Кажлаева, В Казенина и др. В программах фестиваля приняли участие как приезжие именитые музыканты из Москвы, Ленинграда, Горького, Свердловска, так и все ведущие творческие коллективы филармонии и города Хабаровска – ДВСО, Камерный хор Хабаровского хорового общества, Дальневосточный песенно-танцевальный ансамбль, коллективы музыкального лектория и др.

При активном участии краевой филармонии в Хабаровском крае проводится всесоюзный фестиваль искусств «Огни магистрали» для строителей БАМа, на котором жители края могли «вживую» познакомиться с творчеством ведущих артистов и творческих коллективов страны – Народного артиста СССР Ю. Гуляева, Государственного ансамбля танца Молдавии и др. Нередко на одной сцене с ними выступали и артисты Хабаровской филармонии.

В работе ДВСО все большую активность обретает и абонементная работа. Расширение слушательской аудитории происходит, в первую очередь, за счет вовлечения молодого поколения любителей музыки. По традиции, в концертах ДВСО часто выступали и солисты филармонии.   Творческий коллектив оркестра был особенно желанным гостем в самых отдаленных и труднодоступных районах края, в том числе на БАМе. 1979 год стал годом, когда ДСВО вместе с артистами филармонии впервые выехал на гастроли в Ванино и Совгавань.

В 1981 году Государственный Дальневосточный эстрадный песенно-танцевальный ансамбль стал лауреатом престижной премии Хабаровского комсомола. Ансамбль активно гастролирует в СССР и за рубежом, а в 1983 году становится лауреатом Международного фестиваля искусств в Дании.

В те годы самые значимые события концертной жизни Хабаровска происходили в Концертном зале филармонии. Именно в нем в рамках исторических мировых гастролей пианиста С. Рихтера состоялись его аншлаговые выступления в Хабаровске (1986). Именно в нем прозвучали концерты Томского симфонического оркестра (дирижёр К. Царев), Ю. Федорищева (бас), В. Шпиллера (виолончель), заслуженной артистки РСФСР В. Горностаевой (фортепиано) и многих других

В 1987 г. в составе Хабаровской краевой филармонии работали 15 творческих коллективов, в том числе 4 детские кукольные группы и 5 эстрадных коллективов. Музыкальный лекторий (руководитель И. Соболевская) продолжает следовать традициям, заложенным в предыдущий период. В его программах принимали активное участие В. Блинков (аккордеон), А. Ленских (сопрано), Р. Бондаренко (меццо-сопрано), К. Лыжков (фортепиано), И. Бардосов (фортепиано). С поэтическими программами активно выступает мастер художественного слова И. Никифорова. Ее удивительно поэтичная интерпретация поэзии Серебряного века и, в частности, стихов М. Цветаевой, А. Ахматовой, А. Пушкина, дальневосточных авторов способствовала привлечению поклонников этого жанра филармонической работы.

В эти годы на афишах филармонии регулярно появлялись имена таких артистов краевой филармонии, как В. Лобко, В. Березовская, В. Долматова, А. Питухин, Р. Васильева, В. Рындин, В. Кунаковский, Е. Заякин, А. Рыбков, В. Лазаренко, М. Осин, В. Драчук, С. Шишкин, Э. Сакс, А. Гутман, А. Номоконов, Н. Семина, А. Затеев,  эстрадных ансамблей «Нежность», «Беспокойные сердца» и др.

Время перемен: 1989 – 2001

В истории филармонии как в зеркале отражены исторические перемены в судьбе России. Начало Перестройки, курс на ускорение, взятый руководителями государства, значительно преобразил культурную жизнь страны и ее Дальнего Востока. В годы Перестройки связи с государственными структурами, контролирующими филармоническую деятельность субъектов федерации, заметно ослабели. В новых экономических условиях у коллектива хабаровской филармонии появилось больше возможностей реализовывать свою творческую инициативу, активизировать поиск новых форм концертной работы. Эти процессы не замедлили сказаться и на снижении доли приглашенных академических музыкантов из центральной России. Воспитывая новое поколение слушателей, привыкших ходить в филармонию, любящих и понимающих академическую музыку, филармония формирует новые традиции, связанные с театрализацией детских музыкальных программ.

Активизация международных отношений между Россией и ведущими странами мира изменила и направление международной деятельности филармонии. Все чаще на афишах Хабаровского края и его столицы стали появляться имена известных зарубежных музыкантов-исполнителей, с которыми сотрудничают творческие коллективы филармонии. В свою очередь, с искусством дальневосточных музыкантов теперь могли познакомиться и любители музыки других стран. Важнейшей страницей ее истории стали гастроли ДВСО в Анкоридже (США, 1990), концерты ансамбля «Дальний Восток» в Японии (1989, 1991), Америке (1989), КНДР (1987), проходящие с огромным успехом.

Академический вектор деятельности филармонии и ДВСО продолжает влиять на формирование оригинальных абонементных циклов концертов, имеющих выраженную просветительскую направленность. В эти годы начинается плодотворное сотрудничество коллектива ДВСО и его художественного руководителя и главного дирижёра В. Тица с мастером художественного слова, ведущей симфонических концертов И. Никифоровой.

1990-е годы отмечены рождением новых ярких творческих коллективов, судьбы которых вплетены в «венок славы» Хабаровской краевой филармонии. В 1991 году был создан один из ведущих дальневосточных профессиональных коллективов – ансамбль народной музыки «Коробейники» (руководитель А. Затеев, заслуженный артист РФ), активно выступающий перед дальневосточной публикой и с большим успехом представляющий отечественную народную музыку в других странах мира.

1991 год стал и годом рождения Детской  филармонии  «Золотой  ключик» (художественный руководитель И. Бардосов) – по типу  детских  концертно-театральных  коллективов  при  государственных  филармониях. Ее главной целью была определена музыкально-просветительская деятельность, пропаганда классического искусства среди детей и юношества, развитие творческого потенциала одаренных юных хабаровчан. Творческий коллектив Детской филармонии ставит перед собой серьезные, совсем недетские задачи – создание новых форм концертно-филармонической работы, пропаганда дальневосточного  искусства  в  других  регионах  России и  за  рубежом и многое другое.

В рамках Детской филармонии в 1992 году организован детский музыкальный театр-студия «Джингл Беллз» («Дин-Дон»), много лет успешно ведущий концертно-театральную работу на сцене филармонии (художественный руководитель  Е. Соловьева, заслуженная артистка РФ).

Деятельность Детской филармонии в эти годы отмечена проведением ярких театрализованных концертных программ для детей и юношества, подготовленных и проведенных музыковедом Е. Соловьевой Активность хабаровской публики, приходящей на эти концерты в зал филармонии, объясняется и профессионализмом юных исполнителей, и умело достигнутым синтезом увлекательной театрализации и высокой традиции просветительства. Неизменными участниками концертов Детской филармонии становились не только юные хабаровчане,  но и известные в городе исполнители, и мировые звезды.

Детский театр-студию «Джингл  Беллз» можно смело определить уникальным филармоническим музыкально-образовательным проектом, поскольку его деятельность сочетала творчество и музыкальное образование, исполнительство и просветительство, театр и музыку, поэзию и хореографию. С участниками театра-студии занимались ведущие педагоги Хабаровска, обучая их пению, хореографии, английскому языку. Представление концертных программ Детского музыкального театра-студии «Джингл Беллз» в США (1994, 1997, 2000) и Японии (2002), восторженно встреченных зарубежными слушателями.

В 1992 году состоялось рождение еще одного творческого коллектива филармонии – ансамбля старинной музыки «Глория» (художественный руководитель Ю. Глоба). Первые концертные программы ансамбля были составлены преимущественно из камерных музыкальных произведений эпохи барокко, а дальневосточники получили возможность услышать старинную музыку, узнать о барочных жанрах, познакомиться со звучанием старинных инструментов.

В 1995 г «Глория» была преобразована в камерный ансамбль, а затем в камерный оркестр (художественный руководитель Е. Орехова). Со временем музыканты ансамбля обогащали репертуар произведениями музыкального классицизма и романтизма, пьесами современных композиторов, реализуя преемственность музыкальных эпох. Ярким и незабываемым стало сотрудничество творческого коллектива «Глории» с российскими и зарубежными дирижёрами и исполнителями, среди которых заслуженный деятель искусств России А. Людмилин, П. Герштейн, Нил де Понт и А.Гирш (США), Э. Ледюк-Баром (Франция). Погружению в мир камерной музыки помогала и ведущая этих концертов М. Бурдэ.

Середина 1990–х годов – время рождения еще одного камерного коллектива – филармонического ансамбля «Аллегро» (руководитель А. Картавых), реализующего задачи знакомства с серьезной музыкой самых маленьких слушателей – дошкольников.

Эти годы отмечены созданием смелых творческих проектов нового формата. Высокий профессионализм и творческая активность солистов филармонии позволяет им принимать самое деятельное участие в таких проектах. Среди надолго запомнившихся творческих событий стали концертные исполнения признанных оперных шедевров, реализованных дальневосточниками. В сотрудничестве с музыкантами ДВСО и В. Тицем, солисты Хабаровской краевой филармонии реализовали для хабаровских меломанов возможность насладиться оперной музыкой Н. Римского-Корсакова («Царская невеста» с В. Ткачевым, О. Столярчук, Р. Бондаренко), С. Рахманинова («Алеко» с В. Касьяновой, В. Краюшкин) и др. Ярким событием стала и дальневосточная премьера оперы хабаровского композитора А. Новикова «Верую» (по В. Шукшину), главные партии которой были исполнены солистами филармонии Л. Крюковой, В. Краюшкиным, В. Ткачевым. 

В 1996 году состоялось открытие в Хабаровске фестиваля современной музыки Сибири и Дальнего Востока «Дальневосточные ассамблеи», инициированный Дальневосточным отделением Союза композиторов РФ и реализованный Хабаровской филармонией и ДВСО. В рамках фестиваля (1996 – 2010) прозвучали многочисленные мировые и региональные премьеры произведений российских и зарубежных дальневосточных композиторов – А. Новикова, С. Москаева, Ким Енг Дина и др. Фестиваль ставил задачей познакомить дальневосточников и с лучшими произведениями современных композиторов из других регионов России. Впервые в Хабаровске проводится и Международный фестиваль «Утро планеты» с участием музыкантов из США (Питер Сигал, гитара), Кореи (Бэ, скрипка–альт), именитых музыкантов из центральной России – Народной артистки СССР Е. Образцовой (меццо–сопрано) и В. Дица (бас) и др., а также лучших творческих коллективов Хабаровска – ДВСО, камерного оркестра «Глория», Детской филармонии «Золотой ключик».

2000 год – год создания уникального для филармоний страны творческого проекта – филармонического театра «Геликон». Уже первые литературно-музыкальные спектакли этого театра стали яркими художественными открытиями. Их первой постановкой стал спектакль «Метель» по полному тексту А. Пушкина и с музыкой П. Чайковского, М. Глинки и С. Рахманинова. Автором, режиссером-постановщиком и исполнителем спектаклей является художественный руководитель театра «Геликон», член Союза театральных деятелей, мастер художественного слова М. Кунцевич. Одним из самых запоминающихся премьерных постановок, которой была суждена долгая сценическая жизнь и неизменная любовь зрителей, стал спектакль по одноименному эпистолярному роману М. Цветаевой «Флорентийские ночи» (режиссёр Г. Завода).

Коллектив солистов филармонии продолжает традиции, сложившиеся в прежние годы. В городах и поселках края на филармонических афишах  сольных концертов и оригинальных детских программ мы встречаем имена и опытных музыкантов-солистов (А. Коротков, В. Блинков, В. Краюшкин, Л. Крюкова, О. Столярчук, В. Ткачев, А. Затеев, А. Ленских, Р. Бондаренко, О. Шапов, И. Бардосов и др.), и новые имена исполнителей (В. Будников, В. Касьянова и др.). Просветительские традиции музыкального лектория и искусство художественного чтения в эти годы развивают И. Никифорова, М. Кунцевич, М. Бурдэ, музыковед Е.Соловьева. Плодотворный творческий союз пианиста В. Соболевского и музыковеда И. Соболевской продолжает радовать любителей музыки интересными циклами концертных программ.

Важной страницей истории Хабаровской краевой филармонии стали и поездки ее солистов с концертами за рубеж. Одним из первых артистов филармонии, значительно расширивших географию своей творческой деятельности, стал В. Соболевский. Его первые зарубежные гастроли в Америку состоялись с камерным оркестром «Серенада» (1989 г.). Наиболее прочные связи сложились у В. Соболевского с коллегами из американского города Портленда, в первую очередь – с Д. Фэлман, при участии которой был осуществлен проект «Музыка без границ». В 1990-е годы хабаровские музыканты получили возможность достойно представить российское сольное и ансамблевое музыкально-исполнительское искусство в США и Канаде (В. Соболевский, И. Соболевская), на Русском фестивале в Сан-Франциско (В. Блинков, О. Столярчук, В. Ткачев, А. Коротков), в Японии (В. Будников, В. Жибоедов, А. Кондратьева, И. Чевердаков, Л. Шалина) и других странах.

 

Новые рубежи: 2002 – 2018

Новая страница истории Хабаровской краевой филармонии начинается в 2002 году с открытия после генеральной реконструкции Концертного зала. У филармонии появляется уникальная площадка, которая позволяет реализовывать самые смелые творческие проекты. При грандиозной реставрации здания, завершённой при поддержке Правительства Хабаровского края, удалось органично сохранить традиции и, одновременно, модернизировать облик и техническую составляющую главного музыкального храма города. Новый облик Концертного зала – это и новые возможности: элегантные фойе, современное звуковое и световое оборудование, яркие витражи и картины из фондов Дальневосточного Художественного музея, и, конечно же, новые музыкальные инструменты – три концертных рояля (Steinway&Sons, Yаmaha) и обладающий большими исполнительскими возможностями электронный орган «Ренессанс» американской компании Allen organs – единственный на Дальнем Востоке. Благодаря реконструкции филармония получила возможность реализовывать программу «Доступная сре­да», адресованную людям с ограниченны­ми возможностями и маломобильным груп­пам населения. И сегодня концертный зал филармонии является одним из лучших на Дальнем Востоке.

В 2001 году директором Хабаровской краевой филармонии и ее художественным руководителем был назначен В. Я. Блинков. При активной поддержке руководства в филармонии создаются  новые музыкальные фестивали. Дальневосточный фестиваль народной музыки «На Амурских просторах» (2002 г.) решает задачу популяризации певческого и инструментального народного музыкального искусства. Фестиваль искусств «Хабаровская музыкальная весна» (2003 г.), впоследствии преобразованный в фестиваль «Классика на бис», знакомит слушателей с выдающимися образцами музыкальной культуры в исполнении лучших музыкантов России и Дальнего Востока.

Хабаровская филармония начала 2000-х годов во многом продолжает вектор развития, определенный в конце 1990-х. Свою страницу летописи филармонии продолжает создавать Детская филармония «Золотой ключик». На сцене обновленного Концертного зала впервые в истории дальневосточной культуры состоялись концерты с участием знаменитых российских композиторов и поэтов, признанных авторитетов в области детского творчества, – народного артиста РФ Е. Крылатова, заслуженного деятеля искусств России Г. Гладкова, Ю. Энтина. Нашла свое продолжение и международная деятельность Детской филармонии: в 2002 году концертная группа театра-студии «Джинг Беллз» успешно выступает в Японии (г. Ниигата).

В 2003 году свои первые музыкальные спектакли детской аудитории представила творческая группа заслуженного артиста России О. Шапова «Наш мини-театр», впоследствии преобразованная в кукольный филармонический театр «Калейдоскоп» (руководитель О. Наливайко).

В 2005 году директором Хабаровской краевой филармонии стал А.П. Емельянов. Филармонический сезон 2006/2007 гг. был отмечен ярким художественным событием: силами артистов ДВСО (художественный руководитель и главный дирижёр А. Людмилин) и сводного хора (под управлением Л. Русановой и Т. Ковалевой) состоялась хабаровская премьера симфонической поэмы А. Скрябина «Прометей» для оркестра, хора, фортепиано, органа и света. Одно из самых экспериментальных и редко исполняемых симфонических произведений, где композитор реализовал оригинальную идею синтеза музыки и света, представил хабаровчанам молодой новосибирский дирижер М. Конарев, ассистировавший ее премьерному исполнению в Новосибирске.

В 2007 г. Г.Н. Чащина на посту художественного руководителя филармонии сменил И.Э. Мосин. Именно в эти годы, при активной поддержке руководства филармонии, в работе главной творческой организации края сформировались новые тенденции и направления деятельности, во многом определившие современный вектор ее развития. В эти годы берет начало долгосрочное сотрудничество с ведущими российскими творческими коллективами и музыкантами – народным артистом СССР Ю. Башметом, заслуженным артистом РФ Д. Коганом, оркестром Мариинского театра (дирижер народный артист РФ В. Гергиев). Заметно активизировалась фестивальная деятельность филармонии. В 2008 году организован органный фестиваль «Ренессанс», где звучат лучшие сочинения для органа в исполнении музыкантов всего мира. В 2011 году стартовал I Международный фестиваль под творческим руководством Ю. Башмета, представляющий дальневосточникам современное мировое исполнительское искусство.

Во многом поворотной стала и установка руководства филармонии на популяризацию деятельности главной концертной организации края в самых разных социальных и возрастных слоях населения. Этому во многом способствовали и новые формы филармонических концертов, и режиссерская направленность музыкальных программ (И. Мосин, Е. Соловьева, М. Кунцевич и др.), и введение мультимедийных технологий в концертную практику (Е. Родионова). Значительно расширяется и спектр детских программ у всех творческих коллективов филармонии.

ДВСО, развивая музыкально-просветительские филармонические традиции, продолжает знакомить дальневосточников с искусством слушать и понимать музыку академического направления. Это стало возможным во многом благодаря беззаветной и высокопрофессиональной работе ведущих филармонии – И. Никифоровой, лекторов-музыковедов И. Батраченко, Т. Филобок.

Значительно расширяет формы работы с детской аудиторией и ДВСО.  Беседы о музыке, традиционные концерты-лекции уходят в прошлое. В век цифровых технологий, в эпоху «визуального поворота» приобщение юных дальневосточников к миру музыки происходит в ином формате – ярком, театрализованном, костюмированном. Сказки и истории с оркестром – «Тараканище», «Золушка», «Чиполлино», «Шехеразада» и многие другие – завоевали любовь и признательность не только юных любителей музыки, но и их родителей. Активно способствуют пополнению «сказочного» репертуара оркестра дирижеры И. Дербилов, Т.  Ахназарян, Р. Антипинский.

Творческие коллективы филармонии с энтузиазмом вводят новые формы работы и с взрослой аудиторией. Афиши приглашают хабаровчан на литературно-музыкальные композиции, где музыка и высокая литература звучат «на равных», а художественное слово и музыкально-исполнительское искусство дополняют друг друга. Слушателям филармонии надолго запомнились «Ромео и Джульетта» (ДВСО, дирижёр Т. Ахназарян, художественное слово М. Кунцевич), «Кармен» («Глория», дирижёр С. Разенков, художественное слово М. Кунцевич), позднее –  «Шехеразада» и «Дафнис и Хлоя» (ДВАСО, дирижер Р. Антипинский, художественное слово Т. Паршукова, Н. Якупова.

Обновление форм и жанров концертной деятельности коснулось и сольных творческих проектов артистов филармонии. Появляется много концертных монопрограмм, посвященных одному выдающемуся исполнителю: «Мадам, уже падают листья» (В. Краюшкин, посвящение А. Вертинскому), «Посвящение Каллас» (В. Касьянова), «Забытый вальс» (О. Ткачева, посвящение К. Шульженко), «Посвящение Шаляпину» (В. Жибоедов), «Нежность» (О. Ткачева, посвящение М. Кристалинской) и др.  Обогащается инструментальное сопровождение сольных вокальных программ, в которые приглашаются солисты-инструменталисты (В. Касьянова, А. Кондратьева, О. Войцеховская; Н. Галанина, В. Захаров, К. Левакова, и др.). Проводятся авторские циклы концертов, созданные артистами филармонии («Об этикете» М. Кунцевич, «Рассказы Дедушки органа» Т. Филобок и др.). Оригинальные (авторские) инструментальные аранжировки и яркие, порой неожиданные исполнительские интерпретации предлагают и эстрадно-джазовые коллективы («Аллегрия»).

В 2011 году концертный ансамбль «Дальний Восток» возглавил заслуженный артист РФ С. Осадчий. При его активном участии этот творческий молодежный вокально-хореографический коллектив обретает «второе дыхание», активно развивается и радует своих зрителей музыкально-хореографическими программами, в которых прививается любовь к русскому искусству, воспитывается патриотизм и уважение к традициям своей страны.

В 2006 году на базе Хабаровской краевой филармонии по инициативе пианиста В. Будникова получил свою реализацию оригинальный музыкально-просветительский проект «Возвращение музыкального наследия России». В рамках этого проекта на протяжении более 10 лет проходят премьерные на Дальнем Востоке исполнения произведений русских композиторов, оказавшихся волею судеб в эмиграции за пределами России, но продолживших развитие русской музыкальной традиции. Среди них – произведения Н. Метнера, А. Гречанинова, Н. Черепнина, С. Ляпунова и др. А фортепианные концерты Н. Метнера (пианист В. Будников) и произведения И. Ахрона были исполнены также в других городах России – Москве, Петрозаводске, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Новосибирске. В 2014 году состоялась мировая премьера студийной записи Скрипичной сонаты ор. 45 И. Ахрона (японский скрипач Д.Танимото и солист филармонии, пианист В. Будников). В рамках этого трендового для российских филармоний страны музыкального проекта большой резонанс получил авторский цикл концертов-бесед музыковеда Л. Михайленко «Мир искусства» (циклы «Азбука Бенуа» и «Окно в Европу») с участием солистов филармонии В. Будникова, Н. Галаниной, В. Жибоедова и др. В них юные хабаровчане знакомились с искусством Серебряного века рубежа XIX – XX веков, с редко исполняемой в современной России музыкой композиторов русского зарубежья, чье творчество вошло в Золотой фонд отечественной музыки.

В 2009 году при активном участии филармонии был проведен первый краевой фестиваль-конкурс художественного творчества детей и юношества «Новые имена Хабаровского края», ставящий целью поддержать творческое развитие и уровень исполнительского мастерства молодых дальневосточников. Этот конкурс, учрежденный Министерством культуры нашего края в сотрудничестве с Межрегиональным общественным благотворительным фондом «Новые имена» (Москва), дал возможность одаренным детям раскрыться свои таланты, определил новые стимулы для творческого роста, в том числе и благодаря их выступлениям на сцене Концертного зала с профессиональными коллективами – Дальневосточным симфоническим оркестром, Русским народным оркестром и др.

Важной страницей истории Хабаровской краевой филармонии является конкурс молодых пианистов, названный в честь известного хабаровского музыканта, солиста филармонии, заслуженного артиста РСФСР В. Соболевского, много лет проработавшего ее художественным руководителем. Учрежденный Министерством культуры Хабаровского края, конкурс призван поддержать уровень фортепианного исполнительства в дальневосточном регионе. В 2009 году состоялся первый межрегиональный фестиваль-конкурс исполнительского мастерства среди юных пианистов «Наследники традиций» им. заслуженного артиста РСФСР В. Л. Соболевского (2009), вскоре получивший международный статус.

Важнейшим направлением деятельности любой филармонии, претендующей на статус академической, является исполнение музыкальных произведений для камерного инструментального состава. Продолжая в этот период истории Хабаровской краевой филармонии традицию камерного инструментального исполнительства, музыканты ДВСО активно выступают в различных ансамблевых составах, а также проявляют себя в интересных сольных проектах. На концертах камерной музыки двух последних десятилетий в составе инструментальных ансамблей выступают заслуженная артистка РФ В. Дубовик (скрипка), С. Войтенко (скрипка), заслуженный артист РФ Г. Чащин (кларнет), заслуженная артистка Хабаровского края Ю. Павельева (альт), М. Арькова (виолончель), Ю. Вакульская (фортепиано), Е. Антонцева (виолончель), П. Шведов (кларнет), И. Федорова (скрипка) и многие другие артисты оркестра.

С 2009 года традиция камерного ансамблевого исполнительства артистами ДВСО обрела стабильность, а чуть позднее – и свои имена: Камерное трио, «Симфоническая камерата», проект «Виолончель от 1 до 8» и др. Вскоре состоялось и международное признание мастерства наших камерных ансамблей: Камерное трио с большим успехом выступило в Пхеньяне, а также на Международном фестивале во Владивостоке. Ансамбль солистов «Симфоническая камерата» стал своеобразной лабораторией камерной музыки, в рамках которой получила развитие идея многоплановых, «разносоставных» камерно-инструментальных программ в исполнении дуэта, трио, квинтета и др. Сегодня это дружная команда единомышленников – Ю. Вакульская (фортепиано), М. Арькова (виолончель), Е. Кедровский (скрипка), П. Шведов (кларнет),  М. Уразов (гобой), И. Федорова (скрипка).

В 2010 году состоялся премьерный концерт нового творческого коллектива Хабаровской краевой филармонии – Русского народного оркестра (РНО) (дирижер, лауреат международных конкурсов А. Фурта). Сохраняя и развивая музыкально-исполнительские традиции народной музыки, в том числе существующие в филармонии (ансамбль народной музыки «Коробейники») в свои программы музыканты оркестра включают обработки фольклорных произведений, виртуозные концертные пьесы для балалайки, баяна, домры и других традиционных для РНО инструментов. Живая связь традиций прослеживается и в вокальных программах коллектива. С оркестром активно сотрудничают известные российские музыканты – народный артист РФ А. Цыганков (домра, Москва), заслуженный артист РФ А. Горбачев (балалайка, Москва), лауреат международного конкурса Д. Швецов (балалайка, Республика Саха (Якутия)), заслуженный артист РФ Ю. Шишкин (баян), а также ведущие певцы и инструменталисты нашего города и края.

В 2011 году состоялось долгожданное событие: Дальневосточному симфоническому оркестру присвоено звание академического (ДВАСО). В приказе отмечается большая роль этого прославленного творческого коллектива в развитии музыкальной культуры на Дальнем Востоке России.

Первая музыкальная программа нового творческого коллектива филармонии – ансамбля «Барокко» (руководитель А. Павлечко), исполняющего музыку «изящного» века для слушателей самых разных поколений, – прозвучала в 2011 году. Ансамбль необычен своим составом – флейта, гобой, фагот, фортепиано. Музыкальный репертуар ансамбля включает и академическую музыку других эпох, и высокие образцы популярной музыки.

В 2000-е годы камерный оркестр «Глория» возглавляют замечательные музыканты, внесшие большой вклад в развитие коллектива, – М. Кабина, В. Майборода, заслуженные артисты РФ И. Ремесленников и Г. Чащин; а также А. Кондратьева и заслуженный деятель искусств Республики Удмуртия С. Разенков. Творческий коллектив активно сотрудничает с многими выдающими дирижерами и музыкантами-исполнителями России и мира. В 2012 году состоялось выступление оркестра камерной музыки «Глория» вместе с всемирно известным скрипачом Д. Коганом перед участниками международного саммита АТЭС (Хабаровск, Владивосток). С 2012 года художественным руководителем филармонического коллектива «Глория» становится скрипачка Ю. Николаева. С ее приходом значительно расширились формы концертной деятельности и репертуар творческого коллектива. Сегодня он включает сочинения самых различных стилей и направлений.

В 2000-е годы филармония продолжает развивать традицию популяризации творчества дальневосточных композиторов. В 2005 году в Японии состоялась мировая премьера камерной монооперы А. Новикова «Разговор человека с собакой», исполненная солистами филармонии В. Жибоедовым и В. Будниковым. Текст А. Чехова читала знаменитая японская актриса театра и кино Ивасаки Канэко. Российская премьера оперы прошла в Концертном зале филармонии с участием камерного оркестра «Глория» (дирижер С. Разенков).

 В рамках проекта «Дальневосточные ассамблеи» проходят концерты, где в исполнении ДВАСО и солистов филармонии звучит музыка наших земляков. «Дальневосточная тема» продолжает «звучать» и в интересных программах М. Кунцевич («Приамурье мое»), ансамбля «Коробейники» («Нанайские узоры»). С большим успехом проходят и исполнения мюзикла хабаровчанки Ю. Давыдовой «Снегурочка» (концертный ансамбль «Дальний Восток»).

Эти годы отмечены и участием Русского народного оркестра в III Международной ярмарке искусств «Два берега» (Благовещенск – Хэйхэ). А в 2012 году прошли первые зарубежные гастроли РНО в Китае. В 2014 году состоялись концертные выступления ДВАСО (художественный руководитель и главный дирижёр Т. Ахназарян) в Санкт-Петербурге.

Особого упоминания заслуживает почти десятилетнее активное сотрудничество коллектива ансамбля «Дальний Восток» с китайской компанией «Джонь Цинь Юань» (КНР), позволяющее артистам ансамбля хабаровской филармонии выезжать каждый год с гастролями в крупнейшие города страны-соседа. Ежегодно проходят выступление филармонического концертного ансамбля в огромном многотысячном зале Большого театра Шанхая, где наши артисты поют китайские песни на языке оригинала и русские песни на китайском языке.

В 2015 году художественным руководителем Хабаровской краевой филармонии стал А. П. Шендрик.

Для творческого коллектива филармонического театра «Геликон», ставшего репертуарным, эти годы стали самыми плодотворными. В 2018 году моноспектакль «Телеграмма» (по рассказу К. Паустовского) филармонического театра «Геликон» принимал участие в Краевом театральном фестивале и был особо отмечен жюри (за развитие театра художественного слова), в состав которого входили представители Всероссийского театрального конкурса «Золотая маска». 

2000-е годы внесли коррективы и в работу музыкального лектория. Музыканты коллектива сделали акцент на исполнение камерно-вокальной музыки. Сохраняя традиции, сегодня в репертуаре коллектива (руководитель В. Захаров) есть музыкальные программы, ставящие высокие просветительские задачи, направленные на патриотическое воспитание дальневосточников. Музыкальный лекторий знакомит хабаровских меломанов и серьезным академическим вокальным репертуаром, включающим оперные арии и дуэты. Сегодня в репертуар музыкального лектория входят и программы, адресованные сугубо детской аудитории. С 2017 года, в продолжение традиции исполнения детских опер на сцене хабаровской филармонии, художественный коллектив лектория стал осуществлять постановки опер-сказок отечественных композиторов, исполняемые в декорациях и костюмах (М. Красев «Маша и Медведь», Ц. Кюи «Красная шапочка»).

Продолжая традиции филармонии, камерный ансамбль «Аллегро»  (руководитель О. Злобина) исполняет яркие музыкальные программы-сказки для непоседливой детской аудитории, открывая им удивительный мир классической музыки.

В 2017 г художественным руководителем и главным дирижером ДВАСО был избран А. Шабуров – молодой и талантливый выпускник Уральской и Московской консерваторий, ученик выдающегося симфонического дирижера Г.Н. Рождественского. По его инициативе в новый концертный сезон включен абонемент «Вечера с главным дирижером» – в продолжение традиции, которую формировал дирижёр ДВСО Е. Иоанесян в 80-е годы прошлого столетия. На этих концертах А. Шабуров сам открывает слушателям тайны музыкального творчества и знакомит их с историей создания и композиторским замыслом исполняемого произведения. Среди знаковых событий сезона 2017/2018 гг. особым стало премьерное на Дальнем Востоке концертное исполнение оперы Дж. Верди «Симон Бокканегра» с участие ДВАСО, солистов Мариинского театра (Санкт-Петербург) и хора Приморской сцены Мариинского театра, продолжившее традицию концертных исполнений опер в Хабаровске.

В 2017 году художественным руководителем назначен В. В. Будников.

В конце 2017 года был реализован большой социально значимый проект филармонии «Высокая классика на берегах Амура. 80 лет вместе с Хабаровским краем», осуществленный при грантовой поддержке Министерства культуры РФ. В 17 населенных пунктах края, включая самые труднодоступные, состоялись 25 концертов с участием всех творческих коллективов филармонии. Слушательская аудитория этого беспрецедентного по масштабу и просветительским задачам проекта составила более 4000 человек, что для малонаселенного российского Дальнего Востока стало своеобразным рекордом.

В год 80-летнего юбилея Хабаровской филармонии, сохраняя знаковые для дальневосточной музыкальной культуры традиции активного сотрудничества филармонии с Дальневосточным отделением Союза композиторов России, все творческие коллективы и солисты включили произведения дальневосточных композиторов.  Государственный концертный ансамбль «Дальний Восток», отмечающий в этот год свое 40-летие, осуществил крупномасштабную постановку –музыкально-танцевального ревю «Дальний Восток в Поднебесной», прошедшее в КНР с невероятным успехом.

Неподдельный интерес у любителей музыки вызвал еще один премьерный проект филармонии – концертное исполнение оперы-танго А. Пьяццолла «Мария из Буэнос-Айреса» при участии Танго-оркестра п/у лауреата международных конкурсов А. Веретенникова. Успех данного проекта и неизменные аншлаги на новой абонементной программе «ТANGO FEST» вдохновил творческий коллектив филармонии на открытие в юбилейный год Первого Международного фестиваля танго.

Ярким творческим проектом, вызвавшим огромный резонанс у хабаровчан, стала и «Музыкальная бессонница» юбилейного филармонического сезона: традиционное представление абонементов творческих коллективов филармонии впервые прошло в нетрадиционном креативном формате – формате ночи открытых дверей. Зрители имели возможность заглянуть за кулисы, пообщаться с артистами, подирижировать РНО, потанцевать танго под Танго-оркестр, признаться в любви в джазовой атмосфере, впервые услышать авангардное произведение для органа «Знаки зодиака» К.  Штокхаузена, а также – полную тишину в композиции «4’33”» в интерпретации ДВАСО (дирижёр Н. Родюков).

Юбилею филармонии посвятил свое выступление на Пятом симфоническом форуме в Екатеринбурге ДВАСО (художественный руководитель и главный дирижёр А. Шабуров), прошедшее с огромным успехом. Участие ДВАСО в столь значимом в масштабе страны творческом проекте стало возможным благодаря поддержке правительства Хабаровского края.

ХКФ сегодня – это живой организм, динамично развивающаяся организация, творческий потенциал которой еще далеко не исчерпан, коллектив которой полон надежд и новых художественных планов.  

 

В статье использованы материал юбилейного буклета, посвященного 80-летию Хабаровской краевой филармонии:

«Страницы истории Хабаровской краевой филармонии»

 
 
 

СОБОЛЕВСКИЙ Вячеслав Львович (1937 – 2008)