Илья Дербилов: человек-оркестр


"Телевидение и радио"  № 21 (2009)

Два года прошло с тех пор, как петербуржец Илья Дербилов взял на себя непростые обязанности главного дирижера Дальневосточного симфонического оркестра. Застать героя удалось накануне закрытия концертного сезона за кулисами Краевой филармонии. Дербилов был громогласен и вездесущ. Впрочем, это его обычное состояние.

- Насколько вы привыкли за это время к Хабаровску? Все боялись, что вы надолго не задержитесь у нас.

- Пока мне позволяют работать, и я в некотором роде чувствую себя свободным, останусь здесь. Но, считаю, что должны создаваться условия не только для меня, но и для всего коллектива. Для того чтобы оркестр хорошо себя чувствовал и развивался, необходимо не только хорошее финансирование, но и регулярная гастрольная деятельность.

Что мне нравится на Дальнем Востоке - это замечательные неиспорченные люди. Хороша природа.

- Дальневосточный симфонический оркестр будет аккомпанировать звезде мировой величины Дмитрию Хворостовскому. Как коллектив готовится к этому мероприятию?

- Приезд Хворостовского - большое событие для Хабаровского края, но для Дальневосточного симфонического оркестра не станет ничем особенным с точки зрения подготовки. Мы к любому выступлению относимся ответственно и серьезно. В техническом плане на подготовку программы, в зависимости от ее сложности, уходит от трех до восьми дней.

- Дирижеру непросто строить свою карьеру, многие всю жизнь ждут, чтобы возглавить крупный оркестр. А вы еще так молоды. Руководство нашим симфоническим оркестром - большой шаг  для вас в профессиональном плане.

- Действительно, в Москве и Питере  в очередь «на оркестр» стоят дирижеры, которым давно перевалило за 50 лет.  Чтобы  возглавить коллектив в столичных городах нужно иметь очень хорошую репутацию, колоссальный опыт работы с людьми. Вот, к примеру, на мне лежит масса административных забот. В этом году я отклонил семь предложений  из Кореи и Японии приехать туда в качестве дирижера. Потому что я не могу взять и бросить оркестр даже на неделю, оставить репетиции... Как я после этого буду общаться с музыкантами.

- Изначально любой дирижер - музыкант. Ваш инструмент это...

- Рояль. Кроме того, я достаточно серьезно занимался вокалом. Играл на кларнете. Я учился в хоровом училище им. Глинки. Это уникальное учебное заведение, где мальчиков готовят к стезе дирижера.

- Представляю, какие там амбициозные мальчики учатся.

- О да. Нас на курс поступило 25 человек, закончило 10. Потом далеко не все попали в консерваторию на дирижерско-хоровой факультет. А уж на факультет симфонического дирижирования прошло всего 2 человека.

- А что же делать остальным?

- Искусство - это область, где побеждает сильнейший. Но, как правило, люди, которые занимаются музыкой, успешны и в других областях. Потому что  это то направление, где ты не можешь позволить себе схалтурить. Если ты произведение не выучил, то ты его и не сыграешь. Здесь не спрячешься и не подсмотришь в  шпаргалку.

- Несмотря на занятость, вы же находите время для себя? Интересно, чем дирижер оркестра занимается на досуге?

- Я очень люблю плавать, каждый день плаваю с удовольствием, делаю это в  бассейне СКА, как раз напротив филармонии.

- Сейчас все ваши поклонницы срочно запишутся в СКА!

- Не думаю, что их так уж много. Иначе бы я знал, а пока не владею этой информацией. (Улыбается). Классическая музыка у нас - это все-таки это направление для тех, кому за 40.

- Классика всегда была интересна узкому кругу слушателей, и стоит ли это менять?

- В Японии и Корее невероятная пропаганда классики. Там в каждом туалете звучит Моцарт. Может это и грубо, но это так! У них эта музыка популярна среди всех возрастных категорий. Хотелось бы, чтобы и у нас было так.

Ольга Гончарова

ЛФА,
оформить заказ