В «Платинум арене» солировал... оркестр


"Тихоокеанская звезда" 13.05.2008

Дальневосточный симфонический оркестр закрыл концертный сезон. Концерт был необычным - хотя бы уже потому, что выступали на этот раз музыканты не в Концертном зале краевой филармонии, а в «Платинум арене». Она даже в «усеченном» виде (часть арены и зрительских мест была отгорожена занавесом) вмещает зрителей, конечно, намного больше, чем привычный зал. Поэтому побывать на завершающем сезон выступлении оркестра могли все желающие. Их оказалось гораздо больше, чем обычно.

Многих занимал вопрос: почему закрытие сезона проводили в «Платинум арене»?
- Мы не раз выступали здесь в сборных концертах, но многие хабаровчане впервые услышали оркестр на «Парфюмере», - объяснил главный дирижер и художественный руководитель оркестра Илья Дербилов. - Поэтому мы и решили попробовать провести здесь закрытие сезона.
Нетрадиционной на этот раз была и программа, в ней не значилось солиста и музыкальных произведений больших форм. В первом отделении звучала музыка Вагнера: увертюра к опере «Тангейзер», вступление и «Cмерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» и увертюра к опере «Нюрнбергские майстерзингеры». Во втором отделении - произведения русских композиторов: «Славянский марш» и увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского, Пасхальная увертюра «Светлый праздник» Римского-Корсакова.
- Конечно, пространство тоже диктует масштаб. Выбор места проведения концерта тоже имел значение при составлении программы. Такая программа позволяет вынести на первый план оркестр. Хотелось дать ему позвучать, чтобы музыканты ощущали солистами, - объяснил Илья Дербилов. - Как мне кажется, концерт получился достаточно сложный, но не для восприятия, а для игры. Все сочинения очень напряженные, требующие активной манеры исполнения. С другой стороны, эта программа очень нарядная, яркая. С увертюры «Светлый праздник» Римского-Корсакова, кстати, начался пасхальный фестиваль в Москве - Валерий Гергиев дирижировал оркестром Мариинского театра. Вот и хабаровчане смогли послушать это очень сложное и красивое произведение в нашем исполнении.
Теперь, уже после концерта, можно сказать, что слушатели оценили и сложность, и красоту исполнения - каждое произведение музыканты заканчивали под аплодисменты и крики «браво».
Закрытие нынешнего концертного сезона можно считать необычным еще и потому, что он был первым для молодого главного дирижера - Илья Дер-билов приступил к работе в оркестре в сентябре по конкурсу, который проводило министерство культуры края.
- Сезон был сложным, - признаётся он, - и самое трудное, наверное, - это множество концертов, в которых мы принимали участие. 35 концертов с начала сезона, если считать и выступления ансамбля «Серенада», причем программа ни разу не повторялась. Так много оркестр никогда еще не выступал, это тяжело физически, ведь выступлениям предшествуют репетиции.
- Что было самым важным?
- Как мне кажется, удалось внушить людям веру в себя и в наше общее будущее, - отвечает Илья. - Это самое главное. Ведь был весьма трагический период, связанный со смертью Виктора Тица, который руководил оркестром многие годы, затем достаточно тяжелое межсезонье. Коллектив остался очень сплоченным, убеждаюсь в этом снова и снова.
Молодому руководителю уже есть с чем сравнивать. Как выяснилось, в апреле ему удалось побывать в Санкт-Петербурге. Илья Дербилов участвовал в международном конкурсе имени Прокофьева и в проекте «Звезды XXI века». Оркестр академической капеллы Санкт-Петербурга, которым он дирижировал, исполнял на конкурсе первую симфонию Сибелиуса, третий концерт для фортепьяно с оркестром Прокофьева - солировал лауреат конкурса имени Чайковского Александр Лубянцев. В «Звездах» - скрипичный концерт Чайковского и первый фортепьянный концерт Фредерика Шопена.
- Две репетиции, плюс одна генеральная - и этого музыкантам симфонического оркестра капеллы было достаточно, чтобы прекрасно сыграть эти произведения, - вспоминает Илья. - Музыкантам удавалось ловить и выполнять, что называется, с полуслова. У нас пока так не получается. Прекрасно понимаю, чего мне не хватает - терпения. Сильная черта нашего оркестра - это дисциплинированность. Дисциплина оркестрового звучания - это очень важно. Но в таком ритме жизни необходим и темп.
Терпение, как известно, - дело наживное. В 27 лет палочка главного дирижера, наверное, может оказаться не такой уж легкой ношей. После окончания нынешнего концертного сезона Илье Дербилову еще предстоят госэкзамены в Санкт-Петербургской консерватории, правда, это уже второе его высшее образование, и все же ситуация напряженная и, может быть, даже исключительная. Поинтересовавшись у Ильи Николаевича, как складывается судьба его однокурсников, услышала, что «все находят себе применение».
- Конечно, положение второго ассистента третьего дирижера, может быть, не такая почетная должность, как главный дирижер, но человек дирижирует в Мариинском театре. Еще один однокурсник, с которым мы еще в хоровом училище вместе учились, дирижирует в Михайловском малом оперном театре, - рассказывает он. - Главный дирижер - это, действительно, исключительная ситуация. Знаете, в день закрытия сезона подхожу к «Платинум арене», смотрю: какой огромный зал, здесь будет наш концерт! В Петербурге это было бы невозможно. Конечно, чувствую к себе колоссальное внимание, и это приятно, безусловно. Но это еще и ответственность перед коллективом, перед слушателями.
По его словам, планка оркестра, конечно, может быть и выше. Не мешает пополнить состав оркестра. Но далеко не каждый выпускник вуза пойдет работать сюда за те деньги, которые получают музыканты при довольно напряженной нагрузке.
Самый мощный стимул для коллектива любого симфонического оркестра - это гастроли, но для Дальневосточного оркестра и это вряд ли реально. Вспомнилось и о том, что много лет речь шла о современном концертном зале. Закрытие сезона в «Платинум арене» показало, что он бы не пустовал.
Более того, и музыканты из ближнего к нам и дальнего зарубежья ведь едут на гастроли туда, где есть не только публика, но залы с современным оборудованием. «Платинум арена», хотя и замечательное сооружение, к таковым вряд ли все же относится. Оказалось, далеко не все завсегдатаи симфонических концертов пришли на закрытие сезона как раз потому, что оно проходило здесь, опасаясь технических накладок, которые повлияют на звучание.
Конечно, с закрытием сезона концерты музыкантов симфонического оркестра совсем не прекращаются. По традиции они будут выступать летом по воскресеньям в Центральном парке.
Закрытие сезона - это особый концерт, праздничный. И этот праздник удался!

Валентина СЕМЕНОВА
ЛФА,
оформить заказ