"Грустная симфония для одинокой филармонии"


"Тихоокеанская звезда" 3.08.2006

Возвращение «блудного» оркестра Дальневосточный симфонический оркестр покинул краевую филармонию, свою стареющую кормилицу, давно - в начале 90-х годов.

Тогда у руля оркестра стоял крепкий и надежный профессионал - художественный руководитель, дирижер Виктор Зигфридович Тиц. В этом году мастера не стало, а оркестр осиротел дважды - вскоре ушла из жизни и его первая скрипка... Как жить дальше? Долгие годы оркестр, возглавляемый Тицем, был самодостаточным творческим коллективом. Состоялся очередной его взлет такого уровня, что едва ли не каждый концерт становился событием. Мастер был мудр и талантлив. Сегодня можно только гадать о будущей судьбе симфонического, будь жив его дирижер.
Оркестр, родившийся когда-то в недрах хабаровского радио, долго пребывал в составе краевой филармонии как одно из ее структурных подразделений. Но все налаженные их взаимоотношения разрушила перестроечная эйфория. Но не только. Приведу мнение заслуженного артиста России, пианиста Вячеслава Соболевского:
- В то время оркестру жилось трудно, недовольство его руководителей, музыкантов вызывало отсутствие прозрачности в финансировании этого коллектива, четкого распределения денег, ведь средства, отпущенные оркестру, уплывали на другие нужды филармонии, от этого страдали разные стороны жизни коллектива, зависело приглашение солистов, поездки самого оркестра на гастроли, проблемы с залом, качество рекламы, нехватка инструментов и т.д. После начались проблемы с концертным залом, сказался его четырехлетний ремонт. Так и возникла идея о свободном плавании оркестра, которая было поддержана тогдашним комитетом по культуре. И оркестр обрел самостоятельность. Но по-прежнему возникали другие конфликты - дирекция филармонии требовала плату за аренду помещений, обязательную норму симфонических концертов, оркестр считал ее невыполнимой и ненужной. К счастью, свободное плавание этого большого корабля искусства оказалось успешным. Но вот ушел из жизни его умелый и опытный капитан. Сегодня вопрос о возвращении оркестра в состав краевой филармонии властями решен однозначно. Но... Чтобы избежать прежних ошибок и недоразумений, нужен их тщательный анализ, дабы не повторить ошибок прошлого. Хочу также подчеркнуть: симфонические оркестры никогда не были и не могут быть самоокупаемыми и тем более приносящими доходы. Это подтверждает мировая практика. Вряд ли стоит на этом настаивать...
Между тем сегодня в культуре края возникла и главенствует новая объединительная тенденция, когда сливаются в единое целое некоторые театры, методические центры, библиотеки. Вроде бы это выгоднее. В июне этого года появилось распоряжение правительства края «О реорганизации ГУИ «Хабаровская краевая филармония» в форме присоединения к нему ГУИ «Дальневосточный симфонический оркестр». Вслед за ним последовал приказ министра культуры края, в котором определен срок проведения необходимых мероприятий по этой реорганизации - до 10 декабря текущего года все должно свершиться.
Свободное плавание славного оркестра завершилось прежним причалом. Каким оно станет завтра, покажет время. Оркестру велено возвращаться в прежнее лоно. Приказы хотя и обсуждаются, но всегда выполняются. Творческая интеллигенция, как известно, структура пластичная.

Попса бьет элиту
Говорят, что Хабаровская краевая филармония в прежнем своем качестве сегодня осталась единственной в нашем регионе. В ее составе семь профессиональных творческих коллективов и 13 исполнителей, среди которых ансамбль «Дальний Восток», оркестр камерной музыки «Глория», ансамбль «Коробейники», детская филармония... Ничего подобного не наблюдается у наших соседей - тамошние филармонии превратились в своеобразные бюро по прокату программ гастролеров. В доперестроечное время все они жили по единым законам и обладали едиными функциями классического художественного воспитания и просвещения людей. Сегодняшняя ситуация такова: новое российское государство все еще не способно выполнять даже те немногие обязательства, которые оно взяло на себя перед культурой. Принятые нормы бюджетных отчислений на развитие культурного обслуживания - 2% от годового федерального бюджета и 6% от муниципальных бюджетов - никогда не выполнялись. На этом фоне увеличился разрыв между элитарной и массовой культурами. Последняя в системе рыночных отношений стала преобладать. Статистика утверждает следующее: число зрителей на одном эстрадном концерте вдвое больше, чем на филармоническом, а цены на эстраде в разы выше филармонических. Кто их сюда несет, тоже понятно: молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет - «упущенное» для культуры поколение.
У филармонических залов, конечно, есть своя публика - зрительская элита, и ее наличие - залог сохранения достойного уровня культуры нашего общества. Но с другой стороны, сокращение этой аудитории - один из тревожных знаков снижения общего культурного уровня общества. Филармония представляет ту область искусства, которое включает в себя исполнение классических и современных академических произведений, и ее цель - прививать и развивать любовь к такой музыке. Две основные функции филармонии - создание продукта искусства и его распространение. Но является ли это в новых условиях нашей жизни аксиомой? В самом деле, перемены в обществе меняют и вкусы культурного потребления. Как часто человек бывает в концертных залах, какие жанры он предпочитает, устраивает ли его предлагаемый репертуар, интересен он ему? На эти и другие вопросы попыталось ответить министерство культуры края, впервые проведя социологические исследования с целью выявить портрет постоянного посетителя филармонических концертов. В опросе участвовали 558 респондентов. Что показал этот опрос? Концерты в основном посещают люди старшего возраста, от 50 лет и старше (до 43%), среднего возраста (до 35%), молодежная аудитория составляет 27 процентов. Падение интереса у молодых слушателей специалисты объясняют обрывом связей между людьми, их поколениями, а также сокращением числа музыкальных, художественных школ, равнодушием родителей, т.е. отсутствует тот лидер, который вводил бы молодых в культуру. Есть, разумеется, и другие причины.
Более ориентированными на сохранение культуры по-прежнему остаются женщины, они предпочитают серьезную музыку. Филармонические концерты посещают 75% женщин, на симфонических их до 70%. Браво, хабаровчанки! Пишу так потому, что основную массу потребителей концертов филармонии составляют жители краевого центра - до 85%. 4% обитателей глубинки являются случайными их слушателями, остальная часть выпадает, очевидно, на гастрольные поездки, которые опросом не изучались. Главным посетителем концертов является гуманитарная и творческая интеллигенция (41%), за ними идут бизнесмены и сфера обслуживания (18%). Участники опроса указывали на высокую стоимость билетов на концерты, многих не устраивает их репертуар, отсутствие информации об исполняемых произведениях, их новизна и т.д.
Социологические исследования, полагают его инициаторы, дали хороший материал для анализа общего состояния культуры общества, его эстетического воспитания, влияния музыки на его духовность, уровня доступности искусства. А вот портрет типичного слушателя характеризуется следующим образом: это человек старшего возраста, интеллигент, подготовленный любитель классической и концертной симфонической музыки...
Авторы исследований отдают должное заслугам филармонии в ее благородном просветительстве хабаровчан и указывают на существующие проблемы. Их, кстати, немало, они и стали предметом обсуждения на состоявшемся недавно заседании коллегии министерства культуры края.

Где ты, наш мальчик?
Докладчиком на трибуну был вызван не так давно назначенный директором филармонии Александр Емельянов. Ему пришлось извлекать приятные и не очень уроки из прошлой и сегодняшней жизни филармонии с ее отдельными успехами и весомыми неудачами, нерешенными проблемами. К первым отнесли наметившуюся более тщательную подготовку концертных программ, разработку новых проектов, лауреатский успех некоторых ее солистов, гастрольные поездки по краю, музыкальное просвещение детей и другое.
Доклад был выслушан, заданы уточняющие вопросы, директора отправили с трибуны в зал, чтобы он внимал выступающим после него. В заданных ему вопросах, репликах из-за стола президиума, в некоторых выступлениях не случайно доминировало такое понятие, как умение зарабатывать деньги. Непосвященный в суть происходящего человек, оказавшийся в этом зале, вряд ли понял бы, о чем разговаривают здесь собравшиеся. О способах добывания большого числа рублей или об искусстве? Объясним этому несмышленому свидетелю суть события: сегодня все краевые учреждения культуры начинают и заканчивают рабочий день ответом на вопрос: а сколько мы заработали? Таковы правила их игры с бюджетом края: каждый в своем клюве должен принести хоть какой-то доход на собственное проживание. Не у всех это получается, пример тому - краевая филармония. А вот один из наших театров был поставлен в качестве хорошего примера: миллионные его доходы и средняя зарплата артиста более чем в 30 тысяч рублей. Плохо в это верится, но у филармонических работяг получается только 8 тысяч. Чувствуете разницу?
Уметь зарабатывать деньги - это аксиома сегодняшней жизни. Заработаешь - свое получишь, нет - будешь просить у властей, которые нынче раздражаются при слове «дайте». Но как быть с интеллигентной, но бедной аудиторией на симфоническом концерте? За сколько оркестр-исполнитель может «продать» симфонию Бетховена?
Как же быть самой филармонии, в каком ей качестве сегодня пребывать? Может быть, дать вольную всем своим коллективам и заняться гастрольным прокатом? Или перейти на попсу? Выгода очевидна.
Нет, так нельзя, утверждали обсуждавшие перспективы развития, дальнейшие функции филармонии, отстаивая распространение именно серьезной, классической музыки, искусства, художественного и просветительского, воспитывающего народ. Но как вписать в эту академическую стезю тот же ансамбль «Дальний Восток»? Ведь с начала своего создания он был обречен на неуспех, начальством тогда неверно был выбран путь его развития, жанр коллектива. Эклектика была заложена в его первых программах: то ли мюзик-холл, то ли ансамбль песни и танца? Назвали песенно-танцевальным. Потому и не поднялся на крепкие ноги искусственно созданный «малыш», не вырос он.
Закрыть ансамбль и распустить всех артистов - такое мнение прозвучало на заседании коллегии. Может, есть в нем истина? Почему бы и нет, сколько недоросля кормить?
Но тот же Соболевский считает по-другому.

- Для того, чтобы этот коллектив реанимировать, надо найти ему настоящего художественного руководителя, обязательно музыканта и понимающего хореографию; надо пригласить постановочную группу - сценариста, режиссера, балетмейстера, художника. Без серьезных материальных затрат сегодня нельзя подготовить программу, востребованную зрителями. А без всего перечисленного нет смысла в существовании ансамбля...

Скажу еще. В филармоническом отделе ощущается явная нехватка солистов - нужны еще бас, еще тенор, баритон, драматическое сопрано, меццо-сопрано... Это позволит создавать более емкие, насыщенные программы вместе с камерным, симфоническим, оркестром народных инструментов...
Где их взять? Маэстро знает, но... Коллегия внесла свои коррективы в процесс оздоровления филармонической жизни. Прежде всего руководству, которое возглавляет отдельные ее подразделения, рекомендовали преодолеть собственную инертность в оптимизации финансово-экономической деятельности учреждения, посоветовали использовать имеющиеся резервы в мобилизации финансовых средств... за счет федерального бюджета, платных услуг, внебюджетных поступлений.
Сказано также, что «концертные программы не всегда соответствуют высокому художественному уровню», что есть дефицит в высокопрофессиональных кадрах - худруках, дирижерах, музыкантах, солистах-вокалистах, артистах разговорного жанра и проч. Происходит старение кадров. Нарастает тенденция творческой изоляции художественной элиты края от отечественных и зарубежных центров искусства.
Руководству краевой филармонии было рекомендовано «предпринять уже в этом, 2006 году конкретные меры по увеличению доходов от платных услуг, по привлечению финансовых средств из федерального бюджета, от меценатов и спонсоров...». Бюджет краевой не упоминался.
Кроме того, посоветовали провести аттестацию творческих коллективов, а также организовать конкурсы на замещение вакантных должностей худрука ансамбля «Дальний Восток», главного дирижера симфонического оркестра, его концертмейстера. Предусмотрели и практику стажировок ведущих исполнителей и специалистов, не забыли реорганизацию детской филармонии. Объявляли об учреждении стипендии краевой филармонии для студентов высших и средних специальных учебных заведений, учащихся детских музыкальных школ и школ искусств. Чтобы росла и крепла талантливая молодежь.
Но... Кто знает, в каком классе сейчас учится мальчик, который со временем сумеет заменить маэстро Виктора Зигфридовича Тица? Хорошо, если он уже стучится в дверь какой-либо консерватории...

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.

ЛФА,
оформить заказ