Хабаровская Краевая Филармония - официальный сайт
Касса концертного зала: 31-63-68

БУДНИКОВ Владимир (фортепиано, орган)

БУДНИКОВ Владимир (фортепиано, орган)

Владимир Будников – солист Хабаровской краевой филармонии с 1997 года, автор многих фортепианных проектов и концертов.

В 2006 году пианист выступил инициатором создания проекта «Возвращение музыкального наследия России». Проект открылся монографическим концертом, посвящённым творчеству Николая Метнера. Следующей вехой в «возвращении» русской музыки стало приглашение камерного дуэта Дж.Танимото (скрипка) – В.Будников (фортепиано) в 2007 году японской звукозаписывающей фирмой «Mittenwald» в Токио для записи CD  «Скрипичный сонаты Г.Катуара».

В 2009 году совместно с Дальневосточным симфоническим оркестром (дирижёр В.Куликов) впервые на Дальнем Востоке прозвучал первый концерт Метнера, а вскоре премьера этого концерта состоялась в Нижегородской Академической филармонии им.М.Растроповича с Нижегородским Академическим симфоническим оркестром (дирижёр – Народный артист России А.Скульский).

В мае 2010 года В.Будников с отличием окончил Государственную Нижегородскую консерваторию им.М.И.Глинки по классу органа. Совместно с музыковедом Татьяной Филобок создан цикл органных концертов для детей «Рассказы Дедушки органа».

На протяжении многих лет пианист сотрудничает с музыковедом, кандидатов искусствоведения Ларисой Михайленко. В сезоне 2010-2011 Владимир Будников и Лариса Михайленко подготовили масштабный проект «Великие романтики» - три монографические программы, посвящённые 200-летию со Дня рождения трёх великих композиторов-романтиков: Р.Шумана, Ф.Шопена и Ф.Листа.

Благодаря творческой работе пианиста В.Будникова хабаровский зритель смог услышать оркестровую версию монооперы Дальневосточного композитора А.Новикова «Разговор человека с собакой» по одноимённому рассказу А.П.Чехова. Премьера оперы состоялась 29 января 2012 года благодаря участию Оркестра камерной музыки «Глория» и заслуженному артисту России В.Жибоедову.

В сезоне 2011-2012 Л.Михайленко и В.Будников подготовили цикл фортепианных концертов-бесед для детей «Азбука Бенуа» о  дворянском воспитании в России на примере творчества композиторов Н.Черепнина, Н.Метнера, С.Ляпунова, А.Гречанинова и других крупнейших фигур в искусстве начала XX века.

В юбилейном, 75-м сезоне Хабаровской краевой филармонии, пианист в творческом содружестве с Л.Михайленко и солистами филармонии В.Жибоедовым, Н.Галаниной, Ю.Пахомовой, В.Захаровым подготовили продолжение цикла музыкально-просветительских программ о дворянском воспитании «Окно в Европу» для детей среднего и старшего школьного возраста. Увлекательные истории русской музыки познакомят слушателей с другими культурами и лучшими достижениями Западной Европы, различными музыкальными стилями других эпох. 

«Не забывайте делать невозможное»

В октябре 2013 года в творческой биографии солиста Хабаровской краевой филармонии пианиста Владимира Будникова случились два больших события: он блестяще сыграл сложнейшую рахманиновскую программу в OngakunotomoHall’е в Токио, а позднее, в конце октября, в Большом зале филармонии состоялся концерт-премьера и презентация его третьего CD «И.Ахрон. Соната №2 для скрипки и фортепиано», записанного с коллегой из Японии скрипачом ДжюномТанимото.Впрочем, такие концерты и проекты для музыканта скорее норма, чем отдельно взятое событие.

Есть порода людей, словно одержимая творчеством, созидающая, подвижническая, для которой жить – это ставить всё более и более высокую планку. И Владимир Будников – один из них. Блестяще образованный музыкант, в его активе две консерватории и одна аспирантура, он ведёт активную и интенсивную концертную деятельность, участвует в международных проектах, сотрудничает с Союзом композиторов, успешно преподаёт, записывает в Токио CD диски и является бессменным лидером своей «Фортепианной гостиной», которой в эти дни исполняется 15 лет. Хочется спросить: «А как достигается столь многогранный результат?»

 

Пианист

Как сказал однажды выдающийся русский пианист и композитор XIX века Антон Рубинштейн: «Существует великое множество пианистов, но слишком мало кто из них может вытащить из музыки её сокровенный смысл. Они играют профессионально, грамотно, но слишком малому количеству из них есть что сказать…»

О Владимире Будникове мы можем сказать с точностью до «наоборот». «Сокровенный смысл» слышен с первых же тактов произведения. Не каждый музыкант, заявляя в концерте «Утешения» Франца Листа, «перелопатит» всю научную библиотеку в поисках переводов поэтического первоисточника («Утешений» французского поэта Сент-Бёва) для того, чтобы проникнуться французским духом. Или открыть слушателям роман Томаса Манна «Доктор Фаустус» – ключ к гениальной 29 Сонате Людвига ван Бетховена – чтобы донести смысл позднего творчества любимого композитора.  В его душе постоянно происходит глобальная внутренняя работа. Это те самые ¾ айсберга, которые сообщают произведению сокровенный смысл.

 

Органист

Когда в филармонии появился орган, стало совершенно очевидно, что городу нужен свой органист. Министр культуры Хабаровского края Александр Вячеславович Федосов, учитывая огромный интерес публики к органным концертам, нашёл возможность, в том числе и финансовую, чтобы отправить учиться Владимира Будникова в консерваторию. В 2010 он окончил с отличием Нижегородскую государственную консерваторию им.М.И.Глинки по классу органа. Его профессором стала заслуженная артистка России, профессор ЗарянаСкульская.

В 2010 году в филармонии открылся органный абонемент «Рассказы Дедушки Органа». Автор цикла из 8 увлекательных детских программ об истории органного искусства и ведущая этих концертов – музыковед ТатьянаФилобок. Проект внёс ещё  одну яркую страницу в насыщенную филармоническую жизнь.

 

Концертная деятельность

Счёт концертам, которые дал Владимир Будников, давно идёт на сотни. Сергей Рахманинов один из наиболее близких музыканту композиторов. Идентичная «лепнина» рук позволяет выучивать такие музыкальные полотна, как знаменитый Третий фортепианный концерт.

Как в крупной форме, так и в миниатюрах – прелюдиях и этюдах-картинах, Владимир равно убедителен. «Никто из композиторов до С.Рахманинова – сказал он в одном из своих интервью, – не  поднимал силу эмоций до такого накала. Музыка – это выраженная в звуках жизнь души».

Японцы, тонкие ценители русского гения, с восторгом воспринимали сложнейшую программу Рахманинова, сыгранную Владимиром 14 октября 2013 года в Токио в OngakunotomoHall’е. Это далеко не первое сольное выступление пианиста в Японии: Владимир неоднократно играл в стране Восходящего солнца, включая в свои программы музыку Баха, Брамса, Метнера, Прокофьева.

Надо сказать, что для пианиста не существует разницы, где концертировать: Япония ли это, дальневосточная глубинка, или города запада России, он всегда равно ответственно относится к своим выступлениям. Особенно плодотворно и много он работает в своём регионе, охватывая такие города как Магадан, Южно-Сахалинск, Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Биробиджан, Благовещенск, Тында, Владивосток, Уссурийск и многие другие.

 

«Возвращение музыкального наследия России»

Есть композиторское имя, которое  на творческом пути музыканта становится ключевой фигурой. Для Владимира Будникова – это Николай Метнер. Его творчество явилось для пианиста настоящим открытием и откровением.

Третий фортепианный концерт Н.Метнера пианист сыграл в 2009 году в Нижегородской филармонии им.М.Ростроповича с Нижегородским симфоническим оркестром (дирижёр – Народный артист России А.Скульский), тот же концерт позднее в 2012 году с Карельским симфоническим (дирижёр Д.Васильев, Омск). Эти исполнения музыки Метнера можно назвать российскими премьерами.

Фортепианные концерты Н.Метнеравпервые прозвучали и на Дальнем Востоке России на сцене Хабаровской краевой филармонии с Дальневосточным академическим симфоническим оркестром: Третий концерт в 2009 году (дирижёр В.Куликов, Тамбов), Первый концерт в 2010 году (дирижёр Д.Власенко, Москва).

Владимир Будников стал инициатором проекта «Возвращение музыкального наследия России» в 2006 году в стенах Хабаровской краевой филармонии. За последние годы «вернулись» композиторы-эмигранты: С.Ляпунов (Фортепианный секстет), Н.Черепнин (цикл фортепианных концертов-бесед о дворянском воспитании «Азбука Бенуа», «Окно в Европу»), И.Ахрон…

Впервые в мире. И.Ахрон Соната №2 для скрипки и фортепиано

Остановимся подробнее на концерте-презентации нового CD диска ДжюнаТанимото и Владимира Будникова, которая прошла 30 октября 2013 года в Большом зале филармонии. Это действительно – премьера, музыкальное событие исторического масштаба, так как впервые в мире была представлена запись скрипичной Сонаты №2 Иосифа Ахрона в форме концерта, на котором публика услышала это интереснейшее сочинение. И, конечно же, впервые эта уникальная соната исполнялась на филармонической сцене. Два музыканта – японский скрипач ДжюнТанимото и русский пианист Владимир Будников – проделав титаническую работу, донесли до слушателей трагические коллизии 1917-1918 годов, и все присутствующие ощутили буквально «кожей» атмосферу того времени без лжи и пафосных словес.

Надо сказать, этому русско-японскому альянсу более 10  лет. И соната Ахрона – их третий диск, записанный в Токио фирмой Mittenwald.

Теза музыкантов – открывать новые композиторские имена, зачастую «забытых» русских композиторов-эмигрантов, чьё творчество долгое время было закрыто для русского слушателя. Способность идти неторными дорогами – это по-настоящему просветительская и подвижническая задача.В.Будников фанатически предан музыке. Он возвращает России её драгоценное наследие, вытаскивая нас из меркантильного, растленного, бездуховного времени.

 

«Фортепианная гостиная» Арт-подвальчика

«Фортепианная гостиная» собственное «детище» Владимира, которому в ноябре 2013 исполнилось 15 лет. В далёком 1998 году, через полгода после приезда пианиста в краевую столицу, возникла потребность создания собственного культурного пространства.

Краевая филармония была на капитальном ремонте, и в городе был настоящий концертно-гастрольный вакуум. Во многом появлению этого уникального камерного пространства способствовала председатель Хабаровского отделения Российского фонда культуры Светлана Юрьевна Черепанова.

Атмосфера этих концертов необыкновенна. Там, в тёплом сиянии свечей, среди живописных полотен, звучит голос старого благородного рояля «Bluthner». Программы формирует сам Владимир, ибо здесь он – хозяин каждого движения души.

Публика, а среди неё немало известных в Хабаровске людей, таких как филолог, прозаик, эссеист В.Катеринич, учёный и художник Д.Ефремов говорят, что живут от концерта до концерта. Публика приходит не только для того чтобы слушать игру Владимира, она приходит и за неповторимыми авторскими комментариями пианиста, который сам ведёт свои концерты.

 

Успешная педагогика

Самое удивительное в музыканте то, что являясь солистом филармонии и концертирующим пианистом, он является также незаурядным педагогом. Обладая огромным багажом знаний, он умеет из любого студента вытащить все его лучшие качества, умеет увидеть его потенциал и перспективы. Думаю, редкой удачей является учиться у музыканта такого масштаба.

 

Мир искусства

Есть в филармонии настоящий exclusive – возрождённые на принципиально новом уровне абонементные концерты. Особо хочется отметить уже прозвучавший в 2010-2011 годах цикл «Великие романтики XIX века», состоящий из трёх монографических концертов и посвящённый 200-летним юбилеям композиторов: «Лунное безумие музыки Шумана», «Дневники Шопена», «Годы странствий Листа». На этих концертах царила атмосфера единения и внутреннего комфорта.

Появлению таких проектов публика обязана, прежде всего, талантливой ведущей кандидату искусствоведения, председателю ДВ отделения Союза композиторов Ларисе Михайленко. Сдержанно и просто, искренне и обаятельно звучат её насыщенные мыслью лаконичные тексты. Всегда содержательные, наполненные рассказом о неординарных событиях из жизни композиторов и редкими фактами их биографии. Она словно настраивает слушателей на восприятие сложной музыки.

В 2013-2014 годах зрители услышали вторую часть проекта «Мир искусства» интереснейший цикл «Окно в Европу», который состоит из 4х программ: «Русская эмиграция. Рахманинов», «Из Петербурга в Москву», «Русская хандра», «Русские сезоны».

Послесловие

Живя в дальневосточной столице, он успешно концертирует как по Дальнему Востоку, так и по России. Частый гость в Японии. Активно сотрудничает с Хабаровским отделением союза композиторов. Пропагандирует музыку дальневосточного композитора А.Новикова, в том числе и в Японии. Его моноопера «Разговор человека с собакой» для голоса и фортепиано(солист – заслуженный артист России Владимир Жибоедов, баритон) была исполнена в нескольких городах совместно с японской актрисой театра «ГэкиданХайюдза» Ивасаки Канэко. Ассоциация «Япония-Евразия» выступила организатором этого проекта наравне с посольством России в Японии, представительством в Японии Российского центра международного сотрудничества в области науки и культуры приМИД России.

Творческая жизнь В.Будникова отмечена множеством наград. Он является дважды лауреатом Губернаторской премии в области музыкального искусства. Лауреатом премии фестиваля духовной культуры «Святой России край». Имеет благодарность от Ассоциации «Япония – Евразия» (Токио). Награждён грамотой Министерства культуры России.

О творчестве пианиста можно прочесть в журналах: «Словесница искусств» 2004 (№13), 2010 (№2), 2011 (№1), 2012 (№1 и №2) Хабаровск; «Рэкодогэйдзюцу»№4 2008, Токио; «Онгакугэндай»№1 2009, Токио; «Лучшее в Хабаровске» март 2009; «Иные берега» Московский журнал о русской культуре за рубежом, №2 2010.

Каков же он, пианист, органист, педагог – Владимир Будников?

Он прост и обаятелен, обладает неподражаемым чувством юмора, интеллектуален и интеллигентен, и фанатически предан избранной стезе. В своём многомерном жизненном пространстве он максимально выражает себя. Легендарная фраза А.Рубинштейна «Не забывайте делать невозможное» – credo его творческой жизни.

Марина Цветникова